Между подвигом и абсурдом
Чемпион и киновед рассуждают о голливудском спайдерменстве, красивой пустоте и «здравом альпинистском мувинге»
Дмитрий Павленко, двукратный обладатель премии «Золотой ледоруб», победитель Чемпионатов России
Где героизм? Кто герой? - людям, всю жизнь живущим на равнине, эти вещи в альпинизме малопонятны. И тут на помощь приходит важнейшее из искусств - кино. Однако создать полноценный фильм о «покорителях гор» сложно, а сделать таким, чтобы его смог досмотреть до конца альпинист приличного уровня, - архисложно. Ибо, понимая, что среди зрителей процент профессионалов ничтожен, кинопроизводители не особо утруждаются приближать свои творения к реальности. В трезвом состоянии я не смог досмотреть до конца ничего, кроме «Скалолаза».
Вот «Скалолаз» - отличный экшн. Мне больше нравятся вкрапления альпинизма в хорошие фильмы - не так бросается в глаза аляповатость героических образов. А вообще, для себя делю «героическое видео» на такие категории.
Героико-патетическая лажа | Фильмы типа «Вертикаль», где киноляпы прячутся за харизмой Высоцкого, или «В разряженном воздухе», где то же самое прячется за приближением к реальным событиям.
Полная лажа | Фильмы для широкой аудитории вроде «К-2» или «Вертикальный предел». Такие смотреть только с пивом, попкорном и девчонками, и чтобы звук шел фоном. На месте самой аудитории я бы обиделся — просто за дураков считают! Например, в «К-2»: момент, когда братву накрыло лавиной. Палатка там стояла на каком то бескрайнем снежном склоне, хотя неподалеку был скальный выступ, за которым можно было организовать нормальный бивуак. А в «Вертикальном пределе» один из героев с молотками прыгает через пропасть без страховки. Посмотреть бы на этого «спайдермена» в реальности…
Коммерческий реализм | Таков, например, «Эверест», снятый телеканалом «Дискавери». Здравый мувинг с адекватными комментариями. Даже несведущий человек может получить хоть какое-то приближенное к реальности впечатление.
Редкие бриллианты | Фильмы «Смерть проводника», «Касаясь пустоты» и настоящее документальное видео тех же Хуберов или Поттера. Непревзойденные образцы настоящего кино об альпинизме, могут использоваться в качестве пособий по обучению горовосхождениям.
Современное отечественное, клаймбинговое муви | Это фильмы фестиваля «Вертикаль». Смесь героико-патетической лажи и коммерции, без прикрытия чьей-либо харизмой. Основной посыл - «Мы круче всех!». В любом произведении никаких проблем с супергероями, ну а крутизна маршрута - дело техники и пафосного тона диктора. Неплохо начали подбирать саунд-треки. Вся проблема в постоянных попытках сделать из обыденного необыкновенное, но это уже проблема нашего альпинизма в целом, так что кино здесь - только ведомый. Правда, при правильном подходе данные фильмы могут принести и определенную пользу, но и их лучше употреблять с поп-корном.
ФИЗКУЛЬТДОСЬЕ
Дмитрий ПАВЛЕНКО (Москва-Бишкек), мастер спорта международного класса.
1968 года рождения.
Пик Победы - четыре восхождения, пик Хан-Тенгри - девять восхождений, из них два по Северной стене, пик Коммунизма, пик Корженевской.
Победитель Чемпионатов России. Двукратный обладатель самой престижной в мировом альпинизме премии «Золотой ледоруб»: в 1997 году - за прохождение западной стены гималайского восьмитысячника Макалу, в 2004 - за восхождение по центру Северной стены Жанну (7710 метров).
Ада БЕРНАТОНИТЕ, кандидат искусствоведения, киновед, ведущая киноклуба «Аэлитное кино»
Единственное, что мне нравится в фильмах о спорте, - это истории об индивидуальностях, об их победах и поражениях. Так, с удовольствием смотрела «Бешеного быка» Мартина Скорсезе - рассказ о боксере, который пытается добиться успеха.
Однако альпинисты лезут на гору общей массой, и трагедии отдельно взятого человека я не вижу. Более того, лица появляются в кадре крайне редко, а если и появляются, то в очках и заиндевелых масках. Гораздо чаще показывают ноги - именно через них мы чувствуем напряжение. Эта особенность присутствует во всех фильмах об альпинизме, которые я видела. А еще в каждом из них обязательно есть смакование неземной красоты той местности, где находятся герои. Я бы назвала ее красивой пустотой…
Сюжеты тоже не отличаются разнообразием: кто-то обязательно погибает, а оставшийся в живых чувствует груз ответственности за то, что не смог остановить абсурд восхождения.
Таков, например, фильм «Убей меня нежно» Чена Кайге - главный герой-альпинист страдает от комплекса, что не сумел спасти никого, даже свою возлюбленную. Разрушая духовную и физическую сущность случайной девушки, он на самом деле мстит ей за самого себя (хотя в конце выясняется, что виновник трагедии – не он).
При этом фильм изобилует эффектными съемками - дух захватывает, когда связка спортсменов, сорвавшись, падает в пропасть! Эти же приемы «эксплуатируются» в блокбастере «Вертикальный предел» - вспомните, сколько там показано панорам, падений, и как воспет героизм спасателей, рискующих жизнью ради одного человека. Это самый банальный жанр - фильм-катастрофа, в котором не важно, об альпинизме ли он, о землетрясении, падении метеорита или наводнении. Все они строятся по одной схеме. Сначала все тихо и спокойно, потом - ба-бах! - катастрофа, и самые смелые спасают мир, ну или как минимум - товарищей.
По сути, не важно, кто это делает - спортсмен, пловец, нефтяник, ученый… Горы - это всего лишь антураж. Все наоборот в советском кино, и на ум сразу приходит «Вертикаль» Станислава Говорухина. Там было важно, что герой - альпинист. Он выше всех, он романтик, противостоящий толпе. По-моему, никто, кроме Владимира Высоцкого, не мог сыграть главную роль лучше, потому что нет более пафосного актера и певца… И как Высоцкий - нечто среднее между городским романсом и бардовской культурой, так и альпинизм, мне кажется, всегда находится между подвигом и абсурдом.
Обсудить | Отправить по почте | Версия для печати
Другие материалы24.09.2007 В ответе за горы
24.09.2007 Королевство бесконечности
24.09.2007 Небо под ногами
24.09.2007 Точно в Цей
|