«Человека делает труд»

30 Июня 2017
Автор: Валерия Золотухина «Человека делает труд»

Универсальный рецепт успеха директора Белоярской средней школы прост и доступен: больше работать для общества, остальное приложится

Говорят, глаза – это зеркало души. У Натальи Васильевны Филипповой они ярко-синие, как чистые озера, глубокие, очень красивые. Доверие к ней возникает сразу. Наталья Васильевна вот уже 10 лет возглавляет МБОУ «Белоярская СОШ № 1» Верхнекетского района Томской области (которая состоит, ни много ни мало, из 8 структурных подразделений). Ей спать-отдыхать некогда. Вот уж правда: будь в сутках 48 часов, нашла бы, чем занять время. И всех, кто рядом, побудила бы к совместному результативному труду. Лидер – и точка.

На своем месте

Создавая портрет современного директора сельской школы, социологи говорят следующее: это женщина, имеющая высшее педагогическое образование и общий стаж работы от 15 до 20 и более лет. Обычно совмещает управление с преподаванием. Решает административные, кадровые и организационные вопросы, отвечает за материальное обеспечение учебного процесса, контролирует процесс преподавания, крепкий хозяйственник. Знаток образовательного и финансового права, менеджмента, иных законодательных документов, которых великое множество. Должность, что называется, обязывает. Дети (в настоящее время обучающихся в Белоярской СОШ насчитывается 672), родители, педагоги (их в общей сложности 111 человек), подрядчики и пожарные, торги и сметы, надзорные органы и кабинеты чиновников - неотъемлемые дополнения к образу директора школы 21 века.

Нагрузка получается - будь здоров! Директор ест свой хлеб не даром. Но вполсилы Наталья Васильевна работать не привыкла. Это у нее с детства. Родилась в Белом Яре, в большой семье: детей в ней было пятеро. Мама воспитывала их одна, Наталья была четвертым ребенком. Хорошо училась в школе, помогала по хозяйству, успевала и спортом заниматься, и общественной работой. Примером в профессии для девушки послужили школьные педагоги: Ирина Владимировна Селехова и Вера Петровна Александрова. Хотелось стать такими же, как они. Одна из всех своих сестер и братьев она поступила в вуз: окончила с отличием Томский пединститут в 1990 году. В Белый Яр вернулась с дипломом учителя математики. Время было непростое, перестроечное. Как раз тогда Наталья Васильевна создала семью, появились свои ребятишки-погодки. В школу ее пригласили не сразу, поэтому зарабатывать на жизнь приходилось по-разному: трудилась ночным воспитателем в детсаду, техничкой, разносила почту. Ни от чего не отказывалась, не боялась возможных насмешек: мол, высшее образование имеет, а полы моет. Лишь спустя 8 лет Наталья смогла начать работать по специальности, показав себя сильным, грамотным педагогом, человеком с активной жизненной позицией. В 2007 году она возглавила родную школу.

«Ни шагу назад, ни минуты на месте»

Основой концепции Белоярской СОШ является предоставление всем ученикам одинаковых стартовых возможностей, создание условий самореализации личности, развитие индивидуальных способностей ребенка, выявление способных и одаренных детей в рамках задач, определенных Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», а также выполнением комплекса мер по модернизации системы общего образования и подготовке к введению федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Проще говоря, сельские школы должны за 11 лет воспитать своих питомцев успешными людьми, которые не боятся конкуренции, хорошо подготовлены к вступлению во взрослую жизнь. Это получается. Результаты сдачи ЕГЭ высоки. В прошлом учебном году один из ребят набрал сто баллов, в целом за последние три года прослеживается увеличение участников ЕГЭ, набравших большое количество баллов по разным предметам: 90 и более. В 2015 - 16 учебном году 4 выпускника 11 классов получили медаль «За особые успехи в учении» федерального значения. За всю 85-летнюю историю существования школа выпустила 47 золотых и 34 серебряных медалистов.

- Мой приоритет – современное качественное образование, - делится первый руководитель. – Для этого делаю все возможное. Школа оснащена прогрессивным оборудованием. Раньше в распоряжении учителя на уроках был мел и обычная доска. Сейчас доски интерактивные. Обустроены и подключены к Интернету компьютерные классы, работают цифровые лаборатории по всем предметам, мобильные классы, развивается робототехника. Для ребят с ограничениями по здоровью создаем доступную среду, обучаем педагогов работе с ними. Перемены стали возможны благодаря поддержке областного и федерального бюджета, появлению масштабных проектов общероссийского и регионального значения. Дети на селе владеют всеми инструментами, с помощью которых сегодня происходит обучение. Таково требование времени.

В 2015-2016 учебном году школа работала по теме «Формирование профессиональных компетентностей педагога как условие подготовки эффективного выпускника в условиях модернизации образования и введения ФГОС». Качественное обучение немыслимо без высококвалифицированных учителей. В Белоярской СОШ за 10 лет на 87% сменился коллектив: что поделаешь, ветераны, отработав по 40 и более лет в системе народного образования, постепенно уходят на заслуженный отдых. Есть, впрочем, среди них педагоги, которые продолжают вести уроки, параллельно становятся наставниками. По твердому убеждению Натальи Васильевны, это нужно всем. При ее активной поддержке Совет наставников Белоярской СОШ работает максимально эффективно.

Жаль, что «за кадром» остается множество важных штрихов к портрету нашей современницы Натальи Васильевны Филипповой. Например, дочь пошла по стопам мамы и сегодня работает под ее началом учителем в школе пос. Белый Яр. Из учеников лишь один состоит на учете в органах полиции (10 лет назад трудных подростков из числа обучающихся насчитывалось 32). Рука об руку с органами опеки директор принимает участие в сохранении семей с детьми: ей далеко не безразлично, как живут и воспитываются ребятишки родителями. При необходимости поднимает на ноги различные службы, привлекает исполнительную власть к решению проблем семьи. Она прислушивается к замечаниям мам и пап по организации и проведению учебного процесса, соблюдению безопасности детей, понимая, что просто так люди не станут беспокоиться. «Есть сигнал, значит, надо смотреть, где мы, педагоги, допускаем ошибки», - признает она. В свою очередь, многие родители учитывают рекомендации директора и преподавателей. Потом говорят спасибо.

- Наш труд нелегкий, но созидательный, хочется многое успеть. Единственный способ добиваться нужных результатов – работать, не стоять на месте, - считает Наталья Филиппова, наша современница, успешный, эффективный менеджер. Самое время последовать ее примеру.

Комментарии

Наверх