Наперегонки с инфляцией

28 Февраля 2022
Автор: Константин Морозов Фото: Игорь КРАМАРЕНКО Наперегонки с инфляцией

Минувший год, несмотря на «коронакризис», оказался весьма успешным для томских аграриев. Такой вывод можно сделать, исходя из данных, озвученных заместителем губернатора Томской области по агропромышленной политике и природопользованию Андреем Кнорром на итоговой пресс-конференции.

- Производство сельхозпродукции за год выросло почти на 6 млрд рублей, составив 40 миллиардов. Объем инвестиций в агропром увеличился до 4,1 млрд руб., что больше показателей предыдущего периода (в 2020 году - 3,9 млрд). Нынешним летом наиболее значимым проектом станет ввод в эксплуатацию селекционно-семеноводческого центра в селе Мельниково Шегарского района. Это поможет заготавливать семена, наиболее подходящие нашему климату, - рассказал Андрей Кнорр.

По урожайности овощей, выращенных в открытом грунте, Томская область заняла первое место среди остальных регионов Сибири. Наши аграрии в целом собрали 52 тыс. тонн продукции, получив 307,9 центнера с гектара. При этом средняя урожайность овощей в СФО - 264,2 центнера с гектара.

Успехи региона в сборе зерновых и зернобобовых тоже заметны: мы находимся на третьем месте в Сибири по этому показателю. Как пояснил вице-губернатор, достигнутые результаты - следствие неустанной работы по повышению качества семян, подготовки почвы, применяемых агротехнологий и обновления парка сельхозтехники.

Не отстают от аграриев томские рыболовецкие артели и предприятия: в 2021-м в регионе выловили почти 3,8 тонны рыбы, что на 4,4% больше, чем в предыдущем. А на текущий год Томской области рекомендован объем промышленного вылова в 5 128 тонн, что уже заметно превышает советские показатели 1980-х. Основой такого прогресса является серьезная господдержка рыбодобывающих предприятий. В нынешнем сезоне 21 млн руб. получат рыболовы пяти муниципальных образований на приобретение маломерного флота, орудий лова, холодильного оборудования и компенсацию ряда затрат.

Успехи агробизнеса влияют на экспорт сельхозпродукции: в минувшем году область вывозила свои товары в 42 страны, среди которых наиболее заметное место занимают Китай, Вьетнам, Монголия, Казахстан и Нидерланды.

- Объем экспорта АПК в 2021 году достиг 51,4 млн долларов, что выше достижений предыдущего периода на 3,2%, - отметил А. Кнорр. - Более всего вывозится свинины, крупного рогатого скота, замороженных и сушеных овощей, рапсового масла и мороженого. Среди других предметов экспорта - жмых, пшеница, ячмень, овес, молочная продукция, пиво, мука, орехи, шоколад, мясные консервы, колбаса, минеральная вода, напитки, вино и прочее. Главные экспортеры - «Сибагро», «САВА», «Межениновская фабрика», «Томское пиво» и «Томские мельницы».

Все эти результаты позволяют нашему региону удерживать лидирующие позиции в Сибири по низкой стоимости основных продуктов питания.

- В Томской области отмечается наименьший в СФО рост потребительских цен на все товары и услуги - 107,5% за год, - сказал вице-губернатор. - По цене минимального набора продуктов питания мы занимаем четвертое место в СФО, у нас самые дешевые сливочное масло, сыр, стерилизованное молоко, мука и хлеб.

Однако пандемия и ее экономические последствия оказывают сложное влияние на потребительское поведение. Подсчитано, что в минувшем году томичи сильно сократили затраты на досуг, транспорт, а также на детские товары и алкогольную продукцию. При этом заметно возросли их расходы на образование, общественное питание, услуги ЖКХ и бытовую технику.

В целом оборот розничной торговли в 2021 году в Томской области составил около 190 млрд руб. (на 5,6% больше прошлогоднего). Существующие вызовы привели к трансформации рынка, в частности, к активному развитию онлайн-торговли. Доставкой товаров сейчас занимаются сети «Ярче», «Лента» и «Метро», «Магнит», «Пятерочка», «Мария-Ра».

Из-за пандемии наши жители стали значительно реже выезжать на курорты за рубеж, но в 2,5 раза повысили траты на образование, на 17% больше платят за услуги ЖКХ и на 13% - за бытовую технику. Правда, хотя в 2021 году томичи стали на 37% больше тратить в кафе и ресторанах, объем этих расходов все еще на 30% меньше допандемийных.

Комментарии

Наверх