Не дожидаясь «майдана»

04 Апреля 2014
Не дожидаясь «майдана»



Серию отставок правительств, произошедших в последнее время (по разным причинам) в ряде стран бывшего СССР, продолжила Армения.

3 апреля об уходе с должности объявил премьер-министр республики Тигран Саркисян. Свое решение он назвал «созревшим и глубоко осознанным» (не указав при этом конкретной причины), поблагодарив за доверие президента Сержа Саргсяна и пожелав успехов новому правительству. Отставку премьера некоторые связали со скандалом вокруг проведенной властями пенсионной реформы, которой на днях дал негативную оценку Конституционный суд Армении. Другие расценили происходящее как попытку властей сыграть на опережение в противостоянии с оппозицией, готовой устроить очередной «майдан».

54-летний Тигран Саркисян в прошлом руководил Центральным банком Армении. Пост главы правительства он занимал с 2008 года (за пять лет был несколько раз переназначен на эту должность). Состоит в правящей Республиканской партии Армении (РПА), занимает в ней пост заместителя председателя. В партии уже заявили, что, несмотря на уход из правительства, партийную должность Саркисян сохранит. «Он наш партийный товарищ. Жизнь политического деятеля не заканчивается после его отставки», — подчеркнул вице-спикер парламента, пресс-секретарь РПА Эдуард Шармазанов.

Где планирует в дальнейшем работать бывший премьер, пока точно неизвестно. В его окружении, по данным газеты «Грапарак» («Площадь»), считают, что «любая международная структура с большим удовольствием возьмет его на работу». По слухам, распространяемым в местной прессе, он может занять пост вице-президента Всемирного банка.

Новый премьер, в соответствии с конституцией Армении, должен быть назначен президентом в течение десяти дней. Состав нового правительства, как сообщили в правящей партии, будет обсуждаться со всеми парламентскими фракциями — в том числе оппозиционными (как полагает политолог Виктор Якубян, может быть сформирована новая парламентская коалиция — с учетом, в частности, интересов оппозиционной партии «Процветающая Армения», которую возглавляет известный в Армении олигарх Гагик Царукян). При этом не исключается, что новым премьером может стать человек, который партию власти не представляет (о такой возможности заявил министр образования Армении, член РПА Армен Ашотян).

В числе возможных кандидатов местные СМИ называют бывшего президента Армении Роберта Кочаряна (преемником которого на президентском посту в свое время стал Серж Саргсян), бывшего мэра Еревана Карена Карапетяна, бывшего главу правительства (руководил правительством в середине 1990-х годов) Армена Саркисяна, а также главу компании «Vivacell-MTS» Ральфа Йирикяна.
Версии

Слухи о возможной отставке Тиграна Саркисяна, следует отметить, циркулировали в Армении довольно долгое время. Предполагалось, в частности, что он может покинуть свой пост в связи с «офшорным скандалом» (речь идет о появившейся в прессе информации, что Саркисян якобы является одним из акционеров офшорной компании Wlispera Holdings Limited, зарегистрированной на Кипре; сам Саркисян заявлял, что не имеет к ней отношения). Однако в окружении премьера, комментируя эту тему в феврале 2014 года, отмечали, что в отставку он не собирается. Заявления в поддержку Саркисяна в то время звучали и со стороны партии власти.

Ранее, в конце 2013 года, отставку премьера предсказывали в связи с тем, что правительство не смогло обеспечить экономический рост на уровне, которого требовал президент. Глава республики весной 2013 года предупредил, что правительству придется сложить полномочия, если по итогам года оно не обеспечит рост экономики в семь процентов. Между тем по итогам года рост составил лишь 3,5 процента.

До смены правительство дело тогда также не дошло. По данным «Первого информационного», в ноябре 2013 года президент, присутствуя на совещаниях правящей партии, выразил сожаление, что достичь запланированного показателя не удалось, но выразил надежду, что это можно будет сделать в следующем году. «Как передали члены Совета РПА, во время этого заседания он [президент] подчеркнуто активно вел диалог с Т. Саркисяном и постоянно вовлекал последнего в какие-то обсуждения, — сообщал источник. — А из подобного обращения присутствующие сделали вывод, что смены премьера не предусматривается». Позднее, в декабре, в партии власти подтвердили, что «никакого вопроса о смене премьер-министра или возглавляемого им правительства на повестке не стоит».

Обсуждалась также версия о возможной отставке Саркисяна в связи с изменением внешнеполитического вектора Армении. Как известно, в 2013 году армянские власти, готовившиеся подписать договор об ассоциации и свободной торговле с ЕС, пересмотрели свои планы и объявили о вступлении в Таможенный союз с Россией. Некоторые полагали, что Саркисян, считавшийся сторонником евроинтеграции, в этих условиях покинет свой пост (газета «Айкакан жаманак» / «Армянское время» утверждала, что он якобы является неприемлемой фигурой для России, а местная оппозиция уже после отставки Сарскисяна заявила, что на президента Армении оказывается «невидимое давление» из РФ). В РПА, впрочем, связь между уходом премьера и вступление в Таможенный союз отрицают.

Существовала, наконец, версия, что действующий премьер, возможно, перестал устраивать президента. Газета «Лрагир» писала в январе, что главе республики на премьерском посту нужен «компромиссный» человек. В качестве вероятного кандидата на место Саркисяна она при этом называла спикера парламента Армении Овика Абрамяна. Целью перестановки в правительстве, как полагало издание, могла бы стать консолидация власти вокруг нынешнего президента.
Реформа

В итоге отставка Саркисяна состоялась на фоне скандала вокруг организованной в Армении пенсионной реформы. Смысл реформы заключался в переходе с добровольной накопительной системы на обязательную. По новой системе, которая стала действовать с 2014 года, граждане должны ежемесячно вносить на накопительный счет пять процентов от своей зарплаты, еще пять процентов (но не более определенной суммы) вносит государство.

Значительная часть населения Армении реформу не поддержала. В ходе опроса, проведенного компанией Gallup International среди жителей Еревана, против новой системы выступили около 88 процентов респондентов. Люди ссылались на то, что не доверяют правительству, не имеют гарантий возврата накопленных сбережений или же считают ежемесячное отчисление в пять процентов от зарплаты слишком высоким. Аналогичное исследование ранее проводилось по инициативе «Программы осуществления пенсионных реформ» (PRIP), финансируемой USAID. Оно показало, что в Ереване пенсионную реформу поддерживают лишь 21 процент респондентов, в регионах Армении — около 40 процентов.

Представитель оппозиционной партии АРФД Арцвик Минасян, комментируя реформу, отмечал, что внедрение обязательной накопительной системы в Армении нецелесообразно из-за высокого уровня бедности (согласно отчету Национальной статистической службы за 2013 год, уровень бедности в стране в 2012 году составил 32,4 процента; среди пенсионеров за чертой бедности, как сообщалось, проживают около 350 тысяч человек — впрочем, именно этим в правительстве обосновывали необходимость проведения реформ). «Бедного человека нельзя заставить копить, когда ему не на что жить», — констатировал оппозиционер.

Противники пенсионной реформы организовали серию акций протеста. Соответствующий закон оппозиция обжаловала в Конституционном суде и добилась того, что он был признан частично не соответствующим конституции. Властям было предписано исправить недочеты до 30 сентября.
Акция протеста против пенсионной реформы в Ереване
Акция протеста против пенсионной реформы в Ереване
Фото: RFE / RL

Решение КС было оглашено 2 апреля, а уже на следующий день глава правительства подал в отставку. Едва ли это было случайным совпадением. В партии власти официально отрицали связь между этими событиями, однако по сути признали, что она все же есть. По словам пресс-секретаря РПА Эдуарда Шармазанова, Саркисян обращался к президенту с просьбой об отставке еще месяц назад, но тот уговорил его немного подождать — причиной, как сообщил представитель правящей партии, стали как раз продолжающиеся слушания в КС по поводу пенсионной реформы.

Вместе с тем, как полагает политолог, директор Института Кавказа Александр Искандарян, скандал вокруг пенсионной системы не сыграл в данном случае ключевую роль. «Я вообще не думаю, что то, что случилось, это результат каких-то событий, таких как решение КС, — считает он. — Правительство существует достаточно давно в нынешнем формате, оно было создано в другой ситуации, и с тех пор достаточно сильно изменилась внутриполитическая ситуация».
Оппозиция

Более важным фактором, повлиявшим на отставку премьера, могли стать планы оппозиции, которая в настоящее время готовится к очередной волне протестных акций. Противники власти недавно объявили, что инициируют вотум недоверия правительству (рассмотрение этого вопроса в парламенте было намечено на 28 апреля) и проведут в центре Еревана массовые митинги в поддержку своих требований (в преддверии митингов в столице, намеченных на 28-30 апреля, пройдут также акции в регионах страны). Кампанию по отставке правительства при этом поддержали сразу несколько оппозиционных сил: «Армянский национальный конгресс» (одним из его лидеров является бывший президент Левон Тер-Петросян), «Наследие» (его возглавляет бывший кандидат в президенты Раффи Ованнисян), АРФД и «Процветающая Армения».

Сами по себе заявления о вотуме недоверия правительству, в общем-то, выглядят как пустая угроза. Чтобы отправить правительство в отставку, требуется большинство голосов в парламенте, которого у оппозиции нет (из 131 места в законодательном органе 70 контролирует партия власти). Во фракции АРФД, собственно, признавали, что шансов на успешное голосование почти нет. Однако там пояснили, что кампания задумана прежде всего для «мобилизации общества». «Необходимо понять, что 90 процентов общества недовольно своим социальным положением и желает отставки действующего правительства. Если власти Армении не осознают этот факт и не желают идти на изменения, процессы могут развиваться по взрывоопасному сценарию», — предупреждала оппозиция.

По сути противники власти не скрывали, что готовится очередной «майдан». «Если большинство не пойдет на перемены [не поддержит требование об отставке правительства], следующие шаги будут очевидны, — заявлял в конце марта депутат от «Процветающей Армении» Ваан Бабаян. — Для достижения успеха нам станет необходимо организовать присутствие десятков и даже сотен тысяч людей на улицах и площадях Еревана, перед ключевыми административными зданиями... Мы прекрасно знаем, что будем делать до и после 28 апреля. Остается, чтобы эти выводы сделали и власти. Благодаря этому они смогут избежать баррикад и бессмысленной вражды».

После отставки Саркисяна требование, с которым оппозиция готовилась выходить на «майдан», формально потеряло свою актуальность. Как высказался по этому поводу представитель партии власти, министр образования Армен Ашотян, планы оппозиционной «четверки» оказались «выброшены в мусор». Впрочем, лозунг об отставке правительства можно без особого труда заменить другим. Ранее на митингах оппозиция уже говорила о том, что может выступить с требованием импичмента президента. А после отставки главы правительства депутат от «Армянского национального конгресса» Людмила Саркисян подтвердила, что целью ее соратников является «полная смена власти». Теперь, по ее словам, оппозиция будет добиваться проведения досрочных парламентских и президентских выборов.

На счету организаторов нынешней оппозиционной кампании — несколько неудавшихся «майданов». В 2008 году поднять протестную волну пытался бывший президент Левон Тер-Петросян, проигравший выборы Сержу Саргсяну. Тогда он вывел сторонников на улицы и организовал митинги, которые вылились в беспорядки. Волнения в итоге были подавлены, в Ереване на некоторое время было введено чрезвычайное положение. Пять лет спустя лидер партии «Наследие» Раффи Ованнисян попытался организовать «привет-революцию», которая также провалилась.

В нынешней ситуации армянскую оппозицию, очевидно, вдохновили события на Украине, где «майдановцам» удалось свергнуть власть. Там, правда, проявился и другой фактор, который противникам власти в Ереване приходится учитывать. Речь идет о Крыме, потерянном Украиной после «революции» и оказавшемся в составе России. Армения, как известно, покровительствует непризнанному Нагорному Карабаху, который считает своей территорией Азербайджан. Попытка реализовать в Ереване киевский сценарий может привести к тому, что азербайджанские власти, неоднократно заявлявшие о готовности отвоевать мятежную территорию, решат воспользоваться внутриполитической нестабильностью в Армении и реализовать свои замыслы в отношении Карабаха. Сложно сказать, готовы ли организаторы «майдана» в Армении платить за него такую цену.

Источник: http://www.lenta.ru

Комментарии

Наверх