Сегодня 6 Мая 2010

Вход на сайт

логин:
пароль:


Позволяет подписаться на рассылку новостей, редактировать свой профиль, участвовать в форумах.

Реклама








ГЛАВНАЯ / ТОМСКИЙ ВЕСТНИК / «Бук» по имени Суздальский

ТОМСКИЙ ВЕСТНИК

30 Июня 2006 (Пятница) № 120

«Бук» по имени Суздальский

Автор: Виктор Нилов


Завтра известному томскому книголюбу Владимиру Суздальскому исполнилось бы 60...

О Владимире Суздальском слышал, наверное, каждый томич. Личность этого человека была настолько многогранной, что порой невозможно разделить, кем же он был в первую голову – замечательный эрудит, энциклопедист, краевед или театровед? И все-таки главным делом его жизни был «Бук» - книжный магазин «Букинист», где запросто можно было встретить и Михаила Ульянова, и Геннадия Хазанова, и Евгения Евтушенко, и многих других знаменитостей мирового уровня...Театральный романтик

Его книжка «Театр уж полон», написанная в 1987-92 годах, сложилась прежде всего из безудержной любви к сцене. Ну и, конечно, к Томску. Любовь к городу и театру перешла к нему от мамы, по словам Суздальского, «очарованной театралки» в годы ее студенческой молодости в Томске 30-х годов прошлого века. Володя родился 1 июля 41-го и потому хватил лиха, как и все дети войны. По книге Суздальского выходит, что свой театральный стаж он исчислял с начала 50-х. Когда патриот томского театра пишет о его высоком взлете на стыке 50–60-х, то его «Театр...» выдает нам такое признание: «До сих пор ощущаю как бы личную причастность к этому краткому и стремительному взлету...» Смею предположить, что и человеческие качества Володи в немалой степени несут на себе отпечаток Томской драмы времен его юности.

Володю, верного поклонника театра во все времена, томские артисты обожали. Он всегда был желанным зрителем и на многие спектакли ходил по десятку, а то и более раз. Например, сразившего томичей своими необычностью и смелостью «Клопа» Маяковского Суздальский смотрел семьдесят раз! «Любовь к театру – не только чувство, но и целая система мировоззрения...» - в этом был уверен Суздальский. Блаженствуя, сопереживая и вживаясь в процесс, Володя постигал искусство.

Он очень любил бывать в театральном общежитии - старинном деревянном доме на Пионерском, 10. Неподалеку от него, в историческом магазине Макушина на улице Батенькова, Суздальский и кинул надежный якорь постоянной работы - с 62-го и на все отпущенные ему на работу книжником и просветителем годы. Книжный бог с улицы Равенства

Не менее десятка своих последних лет книжный бог Томска проживал поблизости - в однокомнатной квартирке на втором этаже 3-этажного дома белого кирпича в переулке Нахановича.

Суздальский вернулся на любимую Уржатку с Каштака: и книжный здесь неподалеку, и место это ему родное. Детство и юность Володи прошли по соседству с его последним местом жительства - на улице Равенства, 10 (ныне Гагарина). Уточняя адрес, я по-звонил Володиной сестре Татьяне Рябовол, и она сообщила мне: «Мы переехали на Равенства, 10, лишь в середине 50-х. А до этого наша большая семья занимала весь верх большого трехэтажного дома на углу Даниловского переулка и улицы Никитина. Там мы все и родились: старший брат Олег, Вова и я.

Усадьба была очень дружной, на ней имелся еще и флигель. Хорошо помню, как летними вечерами Володенька с помощью детского фильмоскопа показывал обитателям усадьбы диафильмы, используя в качества экрана простынку, вывешенную во дворе. Он об этом и в «Томском вестнике» написал - было много откликов».

Вот оно что! Раннее Володино детство прошло в тех исторических томских местах, где в 1820 – 1830 годах начиналась Солдатская слободка. И такой человек, как Володя, проживая в столь историческом районе, в профессорской семье, не мог не стать знатным патриотом Томска. Воспитанием детей у Суздальских занимались все: дед, профессор мединститута, бабушка Лидия Александровна, мама и Танин отец, а Володин отчим, Иван Рябовол. Он работал старшим преподавателем в политехническом институте, а в молодости, оказывается, пел в ансамбле. Дед Виктор Иванович Суздальский тоже был музыкально образован, играл на разных инструментах, сам сочинял музыку. Бабушка Лидия Александровна в молодости солировала в церковном хоре. Она окончила Томское музыкальное училище. Оказывается, дом Суздальских на Равенства, 10, в отличие от прежнего, на Никитина, был вовсе не старый. Стоявший здесь ветхий дом купил дед, Виктор Иванович. Он его раскатал и выполнил свою давнюю мечту - на его месте поставил новый. При доме была большая усадьба в 15 соток, на ней несколько грядок, садик, много цветов, малина. И все это в центре города. Мечта да и только!Пламенная страсть

Как оказалось, букинистической литературой торговали в бывшем макушинском магазине еще до прихода Суздальского. И Володя с детства здесь, что называется, пропадал. Постепенно стал любимцем продавцов и их помощником, а затем был принят в штат и поставил дело на высокий уровень. Филологический факультет ТГУ Суздальский окончил заочно. Первый Володин приемный пункт «литературы от населения» находился справа от входа, то есть в той части старого магазина, куда позже, в 72-м, отпочковался от магазина N 2 и отправился в самостоятельное плавание «Букинист», или, как ласково-фамильярно называют его завсегдатаи, - «Бук». Владимиру Игоревичу пришлось немало потрудиться, добиваясь самостоятельности. Он ведь был тогда рядовым продавцом, разве что передовиком торговли.

Володя принадлежал к романтикам из оттепели, искренне верящим в успешное обновление социализма. На рубеже 80 – 90-х он переживал непростую мировоззренческую драму. Когда в 88-м я однажды поделился с ним: «Такое впечатление, что полгода практически не сплю из-за кошмарных открытий о 30-х годах», он горько проронил в ответ: «Разве ты не помнишь у Высоцкого: «Сколько веры и лесу повалено...» К этому времени, усердно познавая жизнь и постигая песни Высоцкого, Суздальский, воспитанный на классике, успел полюбить его поэзию, которую поначалу не воспринимал.Филькин автограф

Лозунгами и призывами книжник Суздальский голову никому не забивал. Он и любимый Томск не перехваливал. Мог при случае извлечь из памяти нелицеприятные потанинские и адриановские высказывания, а о чеховских даже статью в «Сибирской старине» в 92-м написал. (Вот кто главный «виновник» появления усовского Чехова на Набережной!) И все же томскому патриоту по душе были славные страницы родной истории.

Известно, что киноман Суздальский старался не пропускать ни одного Московского международного кинофестиваля. Иногда из Томска вместе с ним на фестиваль отправлялась в Москву, а однажды в Одессу, целая компания. Все они постоянно встречались в «Буке» - там образовался неформальный клуб любителей кино. Володя легко становился душой любой компании, гармонизируя ее уже одним своим присутствием. Он обладал искусством дружить. Клубный человек Суздальский открыл в «Буке» собственный клуб, в котором председательствовала преданная пушкинистка Людмила Хомякова.

Будучи сердобольным, Володя откликался, скажем, и на просьбу убитой горем женщины, слезно умолявшей принять несколько книжонок, потому как у нее дома дети сидят без хлеба. Ворчал, правда, при этом: «Книжки у вас все изрисованные, не литература, а какая-то филькина грамота... Ну, да так и быть, приму по три рубля оптом. Как ваша фамилия?» И бедная женщина, мигом воспарив на седьмое небо, едва выдыхала в ответ: «Филькина». – «У-у-у как... Тогда по пять рублей... за Филькин автограф». Каких только казусов с букинистом не приключалось! Потом он сам же о них рассказывал своим друзьям-приятелям. Каждый раз по-разному, и вместе со всеми сам над собою потешался. Не уставая просвещать томичей и воспитывать патриотов, книжник, краевед, любитель кино и театра Суздальский опубликовал в местной печати ни много ни мало, а полтораста статей и заметок. При создании альманаха «Томская старина» Суздальский был избран заместителем редактора, а позже вместе с Александром Казачковым стал соредактором журнала «Сибирская старина». Душа Томска

Дороги всех книжников и многих гостей Томска вели в Володин «Бук». В его забитом книгами закутке-кабинете, небольшом пенальчике без окон и дверей, можно было неожиданно встретиться с Михаилом Ульяновым, Андреем Мироновым, Беллой Ахмадулиной, Евгением Евтушенко, Вилем Липатовым, Геннадием Хазановым, Валентиной Толкуновой, Еленой Камбуровой... Москва знала о томском феномене и всегда спешила с ним познакомиться. Скорее всего, на долю Володе выпало пережить большую жизненную драму. Природа не обделила его талантами и устремлениями, но тут же ограничила физические возможности и сильно обделила ростом. Ни в коем случае нельзя сказать, что жизнь ему не удалась или тем более, что она получилась кислой. Володя был мощным генератором идей, душой и двигателем многих примечательных дел, закоперщиком в книжном и краеведческом сообществах, был полезен и нужен людям. Володин «Букинист» несколько десятилетий был популярнейшим клубом и истинно просветительским центром в Томске. Той самой неотъемлемой достопримечательностью, которая отражает дух и составляет подлинную славу городу.

Говорят, что Володя знал о приближении кончины 29 ноября 96-го, но до конца боролся за жизнь, работал.

Жизнь прекрасна и удивительна, и вместе с тем она вредная штука, и все когда-нибудь покидают эту бренную землю. На смену им приходят новые пытливые землепашцы. Однако независимо от того, лучше они или хуже прежних, есть такие, с уходом которых мир словно бы пустеет. Владимира Суздальского знали все читающие и оттого нестареющие Сибирские Афины.

Очень многим Володя отогревал и врачевал сердце...

Обсудить | Отправить по почте | Версия для печати

Другие материалы

27.04.2010 Американские дневники Олега Попова
27.04.2010 Живая история
27.04.2010 Билет в детство, которого не было
27.04.2010 Школьники помнят подвиги прадедов
27.04.2010 Поспешите убраться!
Информация об изданиях:

RSS

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

Поиск
























Опрос

Конкурс «Охота за качеством!» Какого оператора мобильной связи Вы предпочитаете?
МегаФон
Билайн
TELE2
МТС
Wellcom
   

Погода

Предоставлено Gismeteo.Ru

Курс валют

Предоставлено Банком России

Томск глазами томичей