Сегодня 6 Марта 2010

Вход на сайт

логин:
пароль:


Позволяет подписаться на рассылку новостей, редактировать свой профиль, участвовать в форумах.

Реклама






\"stat.werd.ru\""; document.getElementById('counters').innerHTML+="
KMindex
"; document.getElementById('counters').innerHTML+="
"; document.getElementById('counters').innerHTML+="

"; document.getElementById('counters').innerHTML+="
"; };




ГЛАВНАЯ / ТОМСКИЙ ВЕСТНИК / К нам едет ревизор!

ТОМСКИЙ ВЕСТНИК

15 Апреля 2009 (Среда) № 60

К нам едет ревизор!

Автор: Людмила Гавриловская, Анна Сидоренко.
Фото: Владимир Бобрецов.

Томский МХАТ имени Чехова борется с коррупцией

 

Оседлав быстроногого коня критики, журналисты в начале апреля заявили, что к 200-летию Гоголя томские театры не удосужились отметиться премьерами по Николаю Васильевичу. Оказалось, пресса поторопилась. Такая премьера в Томске все-таки состоялась. Причем по одной из самых популярных пьес русской сцены XIX века - «Ревизору». И не где-нибудь, а в томском МХАТе имени Чехова на Уржатке.

В фойе Пушкинской библиотеки зрителей встретили перед спектаклем четыре необычные новые скульптурные портреты Гоголя, которые Леонтий Усов показал зрителям перед самой их отправкой на выставку в Москву в честь юбилея писателя. Скульптуры непринужденно настраивали зрителя на гоголевскую волну.

Художественные руководители театра и просветительского проекта Леонтий Усов и Виктор Нилов дали своей новой постановке название простенькое, но с предупреждением - «К нам едет ревизор!». Сочинитель Нилов сделал беспроигрышный ход, набившись в соавторы к самому Гоголю. Сценарист удачно сверстал известный русский анекдот о ревизоре, резво запустил интригу и «с ловкостью почти военного человека» органично вплел в комедию фрагменты томского прошлого и настоящего. Знай, мол, наших – погляди, как мы в Томске боремся с коррупцией! Однако, как и у Гоголя, не ради лишь искоренения мздоимства завязывалось театральное действие. Об этом напоминал и сам Николай Васильевич, не единожды являвшийся на сцену Пушкинки, произнося вещие слова. То о том, что над ним не надо ставить никакого памятника, а кому он дорог, тот пусть воздвигнет его в самом себе. А то вдруг о том, что не стоит гнаться за переменами и искать в них, а не в себе самом, панацею от всех наших бед.

 

Ирония, жизнелюбие и оптимизм

 

И все-таки у томских постановщиков не возникло необходимости переносить действие «Ревизора» в наши дни. Без всякой помощи машины времени действие как-то само собой разворачивалось на сцене, хотя и с героями века позапрошлого, но органично вписывающимися и в наши дни. Гармония времен - в непреходящих чертах нашей жизни, которая хотя на месте не стоит, но сохраняет, однако, все те же изъяны человеческие. В чем и где оно, наше будущее? «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ…»

Для каждого спектакля устроители выискивают какую-нибудь маленькую, но милую изюминку. На этот раз ею стал обладатель «Золотого Сурка» от Тины Канделаки 13-летний томич Евгений Доев, 15 марта победивший на шоу «Самый умный». Между прочим, Женя стал единственным таким победителем из-за Урала. Зал тепло его приветствовал, как и победительницу конкурса «Золотые Голоса» томского педуниверситета Любовь Марухленко.

К слову сказать, наряду с титулованными исполнителями во МХАТе на Уржатке, бывает, выступают и будущие лауреаты. Скажем, томский тур детского Евровидения выиграли на днях композитор Георгий Фефелов и поэтесса Наталья Николаева вместе с юной певицей Елизаветой Дубанос из «Маленькой Камераты» Елены Шахтариной. А ведь Елизавета уже покоряла зрителей томского МХАТа в его спектакле, показанном на Малой сцене Театра драмы при презентации диска Фефелова и Николаевой.

Нет, нет, томские любители художественного творчества не поют в спектакле исключительно о прекрасном в нашей жизни, а временами даже немилосердно над собою смеются. Насмешка звучит и в большинстве задористых частушек Аркадия Воскресенского, и в танцах, мастерски исполняемых Инной Марухленко и Натальей Чернышевой. Старательно продолжают традицию гоголевской иронии: в пародиях - Олег Кислицкий и в песнях – Николай Хоничев. Однако оптимизма в кармане у жизнелюбов не спрячешь.

 

По системе Станиславского

Об актерах нужно сказать особо. Обладатель титула «Выдающийся путешественник России» Евгений Ковалевский во второй раз вышел в спектакле томского МХАТа. Но если прежде он был в привычной ему по «Чеховским Пятницам» роли ведущего, то теперь – в роли самого Хлестакова! Как он на такое отважился рядом с опытными актерами Усовым и Ниловым? «Они просто сказали: «Надо, Федя, надо!» - и куда от них денешься? Они ведь помогали «Чеховским Пятницам» встать на ноги». Но главное в том, что Ковалевский просто блистал своим Хлестаковым, особенно когда покорял (по сценическому действию!) томских поэтесс Наталью Чернышеву и Ольгу Кортусову.

Приятно отметить, что у томского МХАТа непринужденно складывается некая театральная труппа. Кто еще может похвастать, что в его труппе с удовольствием действуют Борис Климычев, Лидия Савельева, Валерий Федорец, Сергей Максимов, Александр Мезенцев, Александр Булатов, Алексей Редчиц, Анвар Халитов, «Маленькая Камерата», клуб «Диамант», «Фиато Скорсо» и студенты ИМОЯК ТПУ. Причем режиссеры легко и смело экспериментируют. На этот раз зритель увидел на сцене исполнительного и технического директоров театра: Лев Мартынов сыграл Осипа, а Ольга Мохова упоенно изображала «Девушку с веслом».

Леонтий Усов признался нам, что ему еще не доводилось играть в гоголевских пьесах. И он устроил настоящий бурлеск со своим Городничим. Вторя Усову и поймав кураж, Нилов не стеснялся демонстрировать зрителю свои глубоко запрятанные отрицательные свойства. Впрочем, хвастовство проглядывает у него и в жизни: при любом удобном случае он напоминает, что папа у него полковник, а брат - профессор консерватории, да и сам он играл героев-любовников и был чемпионом области. Но в каких сусеках души он наскреб подхалимство, представить трудно, зная, что по жизни Нилов легко расстается с любым начальством, стоит тому на него лишь легонько наехать. Искусство, однако, требует жертв, и Нилов с Усовым преданно ему служат. В смысле хвастовства Нилову нисколько не уступал на сцене Ковалевский, дважды чемпион России по экстремальному сплаву.

Блестящим сценарным ходом стал хор, который проходил через весь спектакль. Он связывал все воедино и создавал нужный настрой. Тем более удивительно было узнать, что хористы впервые встретились за час до начала спектакля и только тут получили текст частушек Воскресенского. Сказались мастерство певиц из «Рябинушки» и профессионализм гармониста Владимира Шашова.

Хотя со сцены не звучали знаменитые слова: «Чему смеетесь? - Над собою смеетесь!», к концу спектакля все это и так понимают. И потому уповают на то, что стали хоть чуточку лучше. Не зря же Гоголь завещал нам не считать театр безделицей…

Станет ли в Томске после этого спектакля меньше коррупции, сказать не беремся: мздоимцев в зале Пушкинки мы не заметили. Но уж сами-то мы точно никому взяток давать не будем!

P.S. Пользуясь случаем, поздравляем Евгения Ковалевского и Леонтия Усова, которых 31 марта Дума Томска наградила почетным знаком «За заслуги перед городом Томском». 

Обсудить | Отправить по почте | Версия для печати

Другие материалы

05.03.2010 Господь не пустил на небеса
05.03.2010 Суд взыскал с самоубийцы сто тысяч рублей
05.03.2010 Разрешите обокрасть?
05.03.2010 Мэри Поппинс или фрекен Бок?
05.03.2010 С «Викторией С» и поститься вкусно!
Информация об изданиях:

RSS

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

Поиск
























Опрос

Будете ли вы ставить прививку от свинного гриппа?
Да, обязательно, и себе и детям
Сначала узнаю - ставят ли медики сами себе эту прививку, а потом приму решение
Я и мои близкие редко болеют, поэтому ставить ничего не будем
Ни в коем случае, ни себе, ни своим детям, пользы никакой, а вред явный
Детям поставлю, они часто болеют, а себе не буду
   

Погода

Предоставлено Gismeteo.Ru

Курс валют

Предоставлено Банком России

Томск глазами томичей