Закредитованность населения в России
Спикер - Станислав Дужинский, аналитик Банка Хоум Кредит:
После периода активного роста потребительского кредитования, долговая нагрузка на бюджеты домашних хозяйств превысила в этом году 20% отметку (в среднем за 2012 год - 17,9% и 13,8% в 2011 году). Это и стало одной их основных причин для Банка России ввести ограничительные меры, Одновременно российские банки стали жестче оценивать потенциальных заемщиков (в т.ч. с использованием баз данных бюро кредитных историй) для полноценной оценки совокупной долговой нагрузки. Предельной величиной нагрузки можно считать 40% от ежемесячного дохода семьи, но и 30% может быть основанием для банка в отказе при получении нового кредита. Кроме того, в некоторых банках действуют ограничения на частоту получения кредитов. Например, второй кредит наличными можно получить не раньше, чем через несколько месяцев после получения первого.
Эти меры уже дали свой результат - темпы роста портфелей значительно снизились. По статистике, с начала этого года прирост розничного кредитного портфеля составил 21,5% (год назад - 29,3%). По итогам 2013 года мы ожидаем прироста не выше 25%, а по в 2014 г. не выше 15%. Поскольку в России доля долгосрочных кредитов (ипотеки) довольно низкая, можно ожидать, что кредитное бремя, по мере выплаты действующих обязательств, начнет снижаться уже в следующем году. Именно поэтому никаких негативных социальных или экономических проявлений от текущей ситуации не ожидается.
Потенциал развития кредитного рынка России по-прежнему велик. Если посмотреть на отношение совокупного кредитного портфеля к ВВП страны, то по итогам первого полугодия оно составило по оценке 13,6%, что является одним из самых низких значений даже среди стран группы БРИКС. Что касается конкретных кредитов, то тут происходит смещение спроса в сторону более «продвинутых» продуктов. На протяжении 2011-2012 годов наблюдался всплеск посткризисной кредитной активности. Люди стремились купить все то, в чем они были вынуждены себе отказывать во время кризиса, используя для этого товарные кредиты. Как правило, это были мобильные телефоны, компьютеры и бытовая техника. Сейчас, по мере насыщения потребительского спроса, на первое место стали выходить более дорогие и фундаментальные покупки и вложения. Образование, качественная платная медицина, отдых, ремонт и мебель - вот приоритеты сегодняшнего дня. Для их реализации чаще стали использоваться нецелевые кредиты наличными и кредитные карты. При отсутствии негатива в экономике, мы считаем, что данные тенденции продолжатся.