Всегда есть решение

10 Июня 2010
Автор: Ирина ЧУРСИНОВА. Всегда есть решение

В какой-то момент беседы мне показалось, что я нахожусь на лекции. Академическая тишина аудитории,  ровный и спокойный голос преподавателя.  И вот уже я ищу чистый листок бумаги, шариковую ручку и  думаю только о том, как бы не упустить  логику в рассуждениях лектора, успеть записать ключевые моменты... 

Закон сохранения… разума

 

Нет, видимо, более благословляемой и более критикуемой сферы человеческой деятельности, чем образование. Не хочется сводить  большинство  «решительных перемен»  последнего времени к фразе: «Операция прошла успешно, но пациент умер». Но когда видишь, как с введением  ЕГЭ  смешиваются цели обучения, интерес к познанию мира заменяется отработкой механизма поступления в вуз, а аттестат о полном среднем образовании теряет свою ценность, другое в голову не приходит.

Впрочем, есть еще и педагогический корпус. Вот здесь действительно кипят настоящие страсти, сталкиваются «революционеры» и «разумные консерваторы», происходят реальные преобразования. Ведь педагог может быть носителем и пугающей косности,  и  великой традиции, а также создателем новаторских методик, которые, как НЛО, проносятся над гужевым обозом российского образования и исчезают где-нибудь во Франции, США или Израиле.

Стоит упомянуть и о составляющей, которая никогда чиновником, планирующим образовательную политику, «не учитывалась», но в педагогике присутствует неизменно.  Это личность учителя и его способность повлиять не только на сумму знаний своего ученика, но и на его будущее, мировоззрение, выбор специальности, карьеру, успешность… Другими словами, сердцем всех образовательных и воспитательных процессов остается педагог.

И сейчас один из них сидит передо мной. Умный, собранный и очень располагающий к себе человек - Александр Меденцев, преподаватель физики областного профессионального училища № 28 в селе Парабель.

 

Штрихи к портрету новатора

 

Поводом для нашей встречи стало одно знаковое событие. В 2009 году в  областном конкурсе «Учитель года» среди педагогов профобразования Меденцев был признан лучшим в номинации «Традиции и новаторство». Поскольку данная номинация объединяет два ключевых критерия в образовании,  захотелось узнать, что лежит в основе методики Александра Николаевича и его  педагогической мысли. Так началось мое «хождение» по логическим цепочкам, «мостикам» и лабиринтам понятий, которые мой собеседник терпеливо выстраивал, объясняя суть своих идей. В конце каждого такого построения  меня ожидало  какое-нибудь открытие.

Первым открытием для меня стал факт, что Александр Николаевич оказался одним из немногих, кто рискнул освоить и применить систему Виктора Шаталова. Не то чтоб в этом было что-то сверхъестественное. Но 30 лет назад Шаталов с его  опорными конспектами,  смысловыми моделями, многократным повторением материала и различными психологическими «штучками», усиливающими естественный механизм восприятия информации и понимания текстов, просто взорвал привычные представления о процессе обучения.

Этот школьный учитель математики из Донецка доказал, что  неуспевающих учеников не бывает, а годовой курс по любому предмету можно освоить за 10 часов. Конечно, все это никак не вписывалось в каноны  традиционных общеобразовательных программ, и отечественная педагогика признала опыт Шаталова только на уровне частного эксперимента.

В общем, надо было проявить  серьезную принципиальность и смелость, чтобы в конце 70-х годов самостоятельно продолжить  оригинальное учение педагога-новатора. И Меденцев решился. Более того, он увидел, что методика его идейного вдохновителя имеет массу возможностей и вариантов для дальнейшего  развития. 

 

Как стать педагогом

 

Условия первой жизненной задачи, которую пришлось решать Меденцеву, выглядели примерно так. Дано: родной поселок лесозаготовителей Сенькино и школа-восьмилетка. Вопрос: что делать, если родители поселок покидать не собираются, а ты хочешь учиться дальше? Решение 14-летний подросток нашел следующее. Он уехал в Парабель, где можно было продолжить обучение и  жить в интернате.

Там целеустремленного юношу заметил директор школы Николай Образцов и в личной беседе сказал, что из него выйдет хороший учитель. О более высокой оценке своих способностей молодой Меденцев тогда и не мечтал. Но возникла проблема с предметом. Ведь его одинаково влекло к химии и биологии, математике и физике. Тогда Александр задал себе вопрос:  какая наука объясняет фундаментальные законы природы, объединяя в себе познавательность эксперимента и красоту математических истин? Ответ был очевиден. И в 1974 году Меденцев поступил на физмат Томского педагогического института. Он поразил экзаменационную комиссию тем, что рассмотрел задачи по математике в трех различных вариантах, применив решения, выходящие за рамки школьной программы.

Следующим серьезным испытанием стала  педпрактика. Уже на четвертом курсе Александр задумался: почему ребята буквально «вымучивают» алгебру и физику? И пришел к выводу, что дело в несовершенстве методики. Школьникам объясняют правила и формулы, но совершенно не учат логически мыслить. Поэтому надо искать новые принципы изложения материала. Тогда Меденцев и обратился  к системе Шаталова. Именно она помогла Александру Николаевичу освоиться в профессии и уже в начале педагогической карьеры проводить обучение старшеклассников на высоком уровне сложности.

 

 Почему же небо голубое?

 

В дальнейшем Меденцев всю свою жизнь рассматривал как цепь больших и малых задач. Решая их, он  легких путей  не искал. Отслужил в армии, потрудился в Бакчарском райкоме комсомола. За его плечами - богатый опыт работы учителя, директора и даже воспитателя интерната. Несколько лет он посвятил  родной восьмилетке и той средней школе в Парабели, что дала ему путевку в жизнь. Преподавал в Алатаеве, Новосельцеве, Высоком Яре, учил ребят математике, физике, астрономии, черчению, электротехнике.

И всегда свою главную задачу видел в том, чтобы  его воспитанники и в учебе, и в жизни были успешными. Поэтому и особенность его методики -  учить школьников выстраивать алгоритмы, видеть логические взаимосвязи, анализировать проблему и находить оптимальный способ решения. Александр Николаевич глубоко убежден, что умственная  «гимнастика», которую ученики проходят  на его уроках, помогает им в жизни.

Но это еще не все.  Меденцев постоянно провоцирует учащихся  на самостоятельный поиск, апеллируя к мышлению и даже просто  естественному человеческому любопытству. Я попросила привести пример такой провокации, и Александр Николаевич  назвал несколько вопросов о сути природных явлений, которые обычно задает своим ученикам. Один из них меня сильно заинтересовал: «Почему небо голубое?».

Просветительские возможности Интернета я отвергла почти сразу. И все-таки зарылась в умные книжки. Когда нашла ответ, позвонила Меденцеву, чтобы сверить мысли. Узнав о поводе моего звонка, он рассмеялся: «Но Вам-то это зачем? Могли бы просто спросить у меня!».  Действительно… Что ж я так легко попалась на этот педагогический прием? И уже который раз подумала про себя: «Ну что ж, 1:0 - в Вашу пользу, Учитель!».
Наверх