В замкнутом круге

06 Мая 2010
Автор: О. В. ГРОМОВ В замкнутом круге

На апрельском собрании областной Думы депутаты поддержали предложение губернатора области о создании корпуса его полномочных представителей в районах. Олег ГРОМОВ тоже голосовал за эту идею, имея, однако, собственный взгляд на ситуацию. Депутат высказывает мнение,  продолжая разговор, поднятый нашей газетой в материале Татьяны Листковой «Параллель власти» («ГН» от 15.04.2010 г.).

 

Считаю, что создание в областной администрации новой структуры не решит узловых проблем муниципалитетов. Попытаюсь это доказать.

Работая 9 лет в областной Думе, а еще раньше – в Думе Асиновского района, я познакомился со многими главами районных администраций и сельских поселений и убедился, что среди них - немало талантливых и работоспособных людей, настоящих патриотов своих территорий. Назову лишь некоторых глав районных администраций: Александр Емельянов, Анатолий Рожков, Михаил Приставка, Анатолий Каплунов, глав сельских поселений - Сергей Петров (Новиковское СП Асиновского района), Василий Бебек (Итатское СП Томского района), Владимир Ефремов (Турунтаевское СП Томского района). Список можно продолжить. Этим руководителям нужен не контроль, а условия для работы и главное – средства.

Ждали много, получили…

От федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» мы ожидали многого, надеясь, что реформа МСУ станет эффективным инструментом развития территорий, привлечет граждан к решению насущных вопросов местного значения, способствует ускоренному развитию села. Однако, оценивая ход событий, приходишь к неутешительным выводам.

С 2002 года объем полномочий, переданных  главам муниципалитетов, увеличился в 1,5 раза. При этом сумма перечисляемых на их исполнение средств постоянно и необоснованно уменьшалась по сравнению с тем временем, когда эти полномочия исполняло государство. На сельских глав свалили все - от благоустройства и канализации до больниц, детских садов и комиссий по делам несовершеннолетних. Сверху от них требуют эффективного управления, снизу (население) – хороших дорог, качественной воды, мест в детских садах и прочее, прочее.

Вместе с тем собственных доходов муниципальных образований, поступающих в основном от подоходного налога сотрудников бюджетной сферы, колеблется в пределах 5 - 10%. Поскольку реальный сектор экономики в селах не развит, идет «перекачка» бюджетных средств. Уверенно говорю об этом, много лет изучая ситуацию в Бюджетно-финансовом комитете областной Думы.

Приведу лишь один пример: по последним статистическим данным, только в 2 из 6 сельских поселений Асиновского района вложено по 500 тыс. руб. инвестиций, в одно - 1 млн. руб., еще в  три других - ни копейки. Да и в Асиновском городском поселении с населением 27 тыс. человек ежегодные инвестиции составляют чуть больше 25 млн. руб. Это крохи.

Круг замыкается. Инфраструктура сельских поселений продолжает разрушаться, у инвесторов нет стимулов для вложения денежных ресурсов, у молодежи – желания оставаться на селе. Муниципалитеты пропадают в некой ловушке своей недоразвитости и непривлекательности.

Бюджетная пирамида окончательно перевернулась в сторону федерального центра, доля местных налогов в ВВП России уменьшилась с 9% до 6%. Следовательно, у власти регионов значительно усилилась зависимость от «федералов», а муниципальные власти зависят от финансовой благосклонности областного начальства. Сегодня умение выбивать деньги у губернатора расценивается чуть не как профессиональное качество руководителя МСУ. Так поощряется иждивенчество.

Добавим сюда предоставленную законом возможность губернаторам отстранять глав муниципальных образований от занимаемой должности, и мы поймём, что мнение народа, умение эффективно управлять муниципальным имуществом не востребовано. Истинная народная власть теряет свой авторитет.

Оставлять налоги муниципалитетам!

Считаю, что ситуацию можно изменить, передавая поселениям и районам большее количество налогов. Тогда возрастет и их заинтересованность в экономическом развитии  территорий.

На заседаниях областной Думы я всегда предлагал коллегам оставлять муниципалитетам 100% подоходного налога и планировать ситуацию при принятии областного бюджета на очередной год. Тогда у глав органов МСУ появятся действительно реальные возможности для изменения положения на селе. Только тогда  можно будет ожидать не умирания, а возрождения нашей провинции.

 

 

Наверх