В России скучают по горну и барабану
Накануне 85-летия Всесоюзной пионерской организации (те, кто носил красные галстуки, надеюсь, еще помнят - дата в мае) ВЦИОМ поинтересовался у россиян их нынешним отношением к массовой детской организации. А какое может быть отношение, если 71% опрошенных сами в свое время вскидывали вверх ладошки в ответ на призыв: «Пионер, к борьбе за дело...» Эх, школьные годы чудесные, походы, линейки под дробь барабана и медь горнов... Кто о той поре не вспоминает теперь с ностальгией? А вот среди ребят от 24 лет и младше четверть вообще ничего не знают о пионерии.
Многие опрошенные социологами оставляют идеологию детской организации за скобками (а какой еще могла быть в СССР пионерия?!). Зато взахлеб рассказывают о бойких вожатых, которые занимались досугом школьников, о сети летних пионерских лагерей, отправить в которые ребенка не было проблемой и было по карману даже небогатым родителям. И справедливо. Система воспитания детей (не идеологического, а просто воспитания в духе «что хорошо - что плохо») за 90-е годы была, по сути, развалена. Даже немногочисленные школы, где директора-коммунисты сохранили пионерские организации, больше увлеклись атрибутикой.
Теперь настало время собирать камни. Почти половина опрошенных знает, что сейчас в России существуют детские движения (те же скауты, к примеру). Но даже пытливый народ в большинстве своем не представляет, чем они занимаются и как в такие организации определить отпрысков. Причем лидерами по неинформированности оказались столичные жители - 67%. В регионах все-таки добровольцы, готовые заниматься воспитанием подрастающего поколения, более-менее известны.
Результат: 85% опрошенных считают, что в России нужно восстанавливать единую детскую организацию. Из них 40% - за воссоздание пионерских отрядов, а 45% - за другие формы объединения школьников, но все же под единым и централизованным руководством. И только 9% россиян не видят необходимости в специальной детской организации.
Чем должны заниматься с детьми новые вожатые? У большинства представление об этом довольно четкое:
Воспитанием бережного отношения к окружающей среде.
Развитием творческих способностей.
Спортивной подготовкой.
Изучением истории страны и родного края.
И только каждый пятый припомнил Аркадия (а не Егора!) Гайдара с «Тимуром и его командой» и посоветовал подросткам больше заботиться о социально незащищенных людях.