Установлены причины катастрофы Boeing в Перми
Одной из причин крушения Boeing-737 в Перми в сентябре 2008 года стало неадекватное поведение командира экипажа Родиона Медведева.
Одной из причин крушения пассажирского самолета Boeing-737 в Перми в сентябре 2008 года стало неадекватное поведение командира экипажа самолета Родиона Медведева, допустившего ряд ошибок в ходе выполнения посадки лайнера в ручном режиме. Об этом пишет газета "Коммерсант" со ссылкой на источники в технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета (МАК), завершившей расследование обстоятельств авиакатастрофы.
По сведениям газеты, большинство экспертов, проанализировав переговоры Родиона Медведева с диспетчером и вторым пилотом, пришли к выводу, что в момент посадки командир находился в "болезненном" состоянии. На записях, в частности, слышно, как Медведев замедленно реагирует на слова собеседников, растягивая слова во время разговора. Кроме того, заключили эксперты, когда было принято решение о переходе в ручной режим управления самолетом, командир экипажа вместо того, чтобы самому выполнить посадку лайнера, передал управление второму пилоту Рустему Аллабердину, что также свидетельствует о странном поведении Медведева. В сложившихся обстоятельствах, подчеркивают эксперты комиссии, именно Медведев, как более опытный и старший по званию, должен был сразу же взять управление на себя.
Объяснить "неадекватные", как охарактеризовал их пермский диспетчер Бикбов, действия пилотов при посадке, очевидно, можно не только отсутствием опыта, но и еще одним обстоятельством: в мышечных тканях погибшего командира экипажа судмедэксперты обнаружили алкоголь. Выводы патологоанатомов, как говорят участники расследования, стали предметом серьезных споров в комиссии. Многие эксперты, не согласившиеся с "алкогольной" версией, приводили в качестве аргумента тот факт, что господин Медведев, как и остальные члены экипажа, прошли предполетный медицинский контроль: их давление и пульс были в норме, от летчиков не пахло спиртным.
"Защитники" экипажа настаивали на том, что найти частицы этилового спирта можно в теле любого, даже непьющего человека, поэтому судмедэкспертам пришлось провести еще одну экспертизу, - рассказал изданию один из участников расследования. - Взяв образец мышечной ткани погибшего в той же катастрофе ребенка, они продемонстрировали своим оппонентам, что алкоголь в ней полностью отсутствует".
Следует отметить, что выводы экспертов, как утверждают они сами, не свидетельствуют о том, что летчик был пьян. Дело в том, что для оценки состояния человека важен не сам факт наличия алкоголя, а содержание этилового спирта на единицу массы тела.
"Определить концентрацию алкоголя в промилле в теле Медведева и, соответственно, степень его опьянения не удалось,— отмечают специалисты. - Сделать это можно было, выделив из останков кровь или мочу. Нам же пришлось работать только с биомассой, идентифицированной генетическим способом".
Возможно, алкоголь сохранился в тканях погибшего летчика как остаточное явление после давних приемов спиртного или стал следствием употребления спиртосодержащих лекарств. Тем не менее большинство экспертов пришли к выводу о том, что свою последнюю посадку Родион Медведев совершал, будучи в некоем "болезненном" состоянии. Об этом свидетельствовали, в частности, его переговоры с диспетчером и вторым пилотом. Командир, например, замедленно реагировал на сообщения собеседников, растягивал слова, что, впрочем, можно было объяснить и его природной особенностью — заиканием, которое, по мнению коллег, "никак не влияло на профессиональные навыки".
Однако в переговорах экипажа был еще один момент, который "защитникам" летчиков объяснить оказалось сложно. Непосредственно перед тем, как отключить автоматику и приступить к посадке по приборам, пилоты начали энергично спорить, кому из них вести машину к земле. Казалось бы, в подобной ситуации взять на себя ответственность должен был более опытный и старший по должности Родион Медведев, но он оставил за собой лишь роль консультанта. "Ты же сам видишь, что я не могу",— сказал командир, передавая штурвал своему напарнику.
Кроме того, в ходе расследования выяснилось, что повлиять на развитие событий мог и диспетчер пермского аэропорта Эрик Бикбов, запретивший пилотам посадку и отправивший лайнер на повторный заход. Такое решение диспетчера, считают в комиссии, было необоснованным, так как изменение условий посадки может быть произведено лишь в экстренных ситуациях, в то время как ничего подобного, уверены участники расследования, при посадке разбившегося лайнера не было.
Поведение диспетчера, в свою очередь, объясняется тем, что тот хотел дать приоритет пассажирскому "Аэробусу" компании Lufthansa, пилот которого попросил диспетчера предоставить свободную полосу ему, утверждают члены комиссии. Такое решение, отмечают специалисты, противоречит правилам авиации, согласно которым пилот находящегося в воздухе судна имеет право первым занять свободную полосу, в то время как ожидающие на земле самолеты должны дождаться своей очереди.
Именно из-за такого решения диспетчера Бикбова, напоминает "Коммерсант", экипажу "Боинга" пришлось переходить в ручной режим управления самолетом, к чему, как выяснилось в ходе расследования, пилоты были не готовы. Причиной неправильных действий экипажа во время ручной посадки, заключают эксперты, мог послужить тот факт, что приборы на Boeing-737 отличаются от устанавливаемых на тех самолетах, на которых до этого летали пилоты экипажа разбившегося лайнера, из-за чего Медведев и Аллабердин оказались дезориентированы во время выполнения маневра.
Также в ходе расследования был выявлен технический дефект разбившегося "Боинга": на турбинах лайнера присутствовал разнотяг, а именно - правый двигатель был мощнее левого. Из-за этого дефекта лайнер при снижении резко повело влево, и пилоты, пытаясь выправить самолет, приняли неправильное решение, в результате чего "Боинг" сорвался в штопор и упал.
Напомним, авиалайнер Boeing-737, принадлежавший авиакомпании "Аэрофлот-Норд", упал в Перми 14 сентября 2008 года. В результате катастрофы все 88 человек, находившиеся на борту, погибли. Официальное объявление результатов расследования, отмечает "Коммерсант", будет сделано, как только технический отчет утвердит государственная комиссия.