Упавшему в Перми «Боингу» оставался месяц до списания в утиль
Лайнер прибыл в Россию из Китая, где он отлетал почти 15 лет, уже на последнем издыхании.
"Боинг-737", разбившийся под Периью 14 сентября этого года, на самом деле принадлежал США, пишет газета "Комсомольская правда".
Истинный владелец - предположительно американская фирма PINEWATCH LIMITED, а у авиакомпании «Аэрофлот-Норд» «Боинг» находился в лизинге. Самолету было 16 лет. Как заявили в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, это предельный срок для полетов подобных лайнеров. 10 октября, Эксплуатацию "Боинга" должны были прекратить. В США такие отлетавшие свое самолеты, как правило, отправляют в утиль.
Как рассказал "КП" известный адвокат Игорь Трунов, представляющий интересы родственников жертв авиакатастрофы, "летать лайнеру действительно оставалось меньше трех месяцев".
- В ходе беседы с американцами вдобавок выяснилось, что этот «Боинг» делали вообще под Европу, рассказал Трунов. - Но в Европе самолет эксплуатировали меньше года и почти сразу отдали в Китай. Летали на нем при более высокой влажности, чем положено по европейским стандартам, и это тоже существенно - в более сложных условиях быстрее выходят из строя топливная система, гидравлика и электрооборудование. Это не секретная информация, что у «Боинга» не работала система предотвращения сближения с другими самолетами в воздухе, был неисправен автомат тяги, включающийся в режиме автопилота. В нашей стране такие поломки считаются ерундовыми! Но именно их совокупность, вероятнее всего, и привела к катастрофе.
Есть еще один нюанс: все пилоты, летающие на «Боингах», по американским законам должны проходить переподготовку конкретно в США, изучать там специфику полетов. Командир корабля Родион Медведев побывал на курсах переучивания на «Боинг-737» в Денвере в 2006 году. У второго пилота Рустема Аллабердина подтвержденных американской корочкой навыков вождения «Боинга» не было. К тому же оба погибших летчика долго работали на машинах, сконструированных по восточному образцу, а на Западе авиаэлектронные приборы устроены не как у нас. Там летчик по-другому видит положение самолета в воздухе относительно земли: он как бы видит все из кресла пилота, а у нас - со стороны. Эксперты уточняют: «В стрессовом состоянии пилот обычно выполняет привычные действия, которым он научился ранее во время полетов на старых (восточных) моделях». Так что подготовка летчиков в США оказалась недостаточной.
Эксперт по авиационной безопасности Виктор Тимошкин подтвердил предварительные выводы адвоката:
- Я могу предположить, что главное в эти переговорах - как раз те двадцать - тридцать секунд, в которые что-то и случилось. Возможно, это связано с потерей пространственной ориентации. Как уже говорилось, на «Боинге» установлен прибор, который иначе показывает положение самолета в пространстве, чем на привычных нашим летчикам пассажирских «Ту». В результате пилоты перепутали, где лево, а где право. И когда самолет стал сваливаться влево, они, вместо того чтобы уводить его в другую сторону, только усугубили сваливание. Все это привело к тому, что самолет просто упал колом, неуправляемо.