Трагедия на подлодке «Нерпа»: Смертельный газ пустил от скуки контрактник?
14 Ноября 2008
Доступ к системе ЛОХ*, выпустившей на людей ядовитый фреон, есть у каждого члена экипажа
Вчера в деле о гибели людей на подлодке «Нерпа» появился подозреваемый. Об этом заявил Следственный комитет при Прокуратуре РФ (СКП). Матрос-контрактник Дмитрий (его фамилия известна «КП», но мы ее пока не называем из соображений безопасности семьи матроса) уже признался в военно-следственном управлении СКП по Тихоокеанскому флоту, что включил систему пожаротушения на атомной подводной лодке.
Как рассказал источник «КП», близкий к следствию, матрос запустил систему пожаротушения... без всякого основания (напомним, в результате ЧП погибли 20 человек и 21 госпитализирован). Мол, Дмитрий утверждает, что нажимал кнопки на пульте местного управления системой ЛОХ от нечего делать и случайно подобрал код...
Нажал смертельно опасные кнопки от скуки?! Вот так вот запросто влез в систему и пролил ядовитый газ на людей нечаянно?.. Все это звучало невероятно. Ахнув, мы попросили прокомментировать, как такое могло случиться, специалиста-подводника.
- Система ведь эта современная, в каждом отсеке подлодки есть система управления ЛОХ с местного поста, как маленький калькулятор, - объясняет Николай МЕЖОНОВ, капитан 2 ранга (он 15 лет ходил старшим механиком на атомных подлодках). - Ее делали специально для этой «Нерпы». С этого пульта можно управлять системой защиты из любого отсека - чтобы, если пожар, подтопление, можно было включить защиту мгновенно, так что доступ к ней свободный. Но, поскольку лодка была в процессе сдачи, вероятно, матрос не изучил все должностные инструкции. Однако ума хватило, чтобы нажимать кнопки. И все равно остается много вопросов: если он нажал комбинацию, тут же должны были сработать ревуны, появиться информация в Центральном пункте управления (ЦП). Дежурные на ЦП должны были связаться с отсеком, узнать, что случилось. Либо дежурные отзвонились и, когда матрос признался, что случайно нажал кнопки, успокоились, не приняли во внимание, что фреон пошел. Но могли и отреагировать, однако было уже поздно. В любом случае виноват не один матрос.
Погибшим отдали почести цветами и флагами воинской части.
Максим СИТНИКОВ, Ксения ВОРОНЕЖЦЕВА, Ирина ФАСОВА, Наталья ЖЕЛДАК («КП» - Владивосток»)
P.S. Когда верстался номер, стало известно, что вчера с Дмитрием провели следственный эксперимент. По словам представителя Следственного комитета при Прокуратуре РФ Владимира Маркина, перед началом следственных действий провели медосвидетельствование подозреваемого, по заключению которого он оказался здоров, а значит, может участвовать в следственных действиях. Дмитрий повторил «все действия, которые были произведены матросом на подводной лодке в момент трагедии».
Дмитрий был одним их трех вахтенных, которые в момент трагедии находились в носовых отсеках «Нерпы», сообщают электронные СМИ. Вчера же во время похорон погибших в Большом Камне задержали второго вахтенного - Алексея В.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Сослуживцы не верят, что матрос виноват
В приморском городе Большой Камень дворники не успевают убирать раздавленные цветы. Одна похоронная процессия следует за другой. Вчера хоронили Евгения Головных, Владимира Сулимова и Алексея Лысенко. В этот же день экипажу сообщили версию, что в аварии виноват их товарищ - матрос. Моряки в это не могут поверить.
Командиру «Нерпы» Дмитрию Лаврентьеву каждое слово дается с трудом:
- Следствие разберется. Версии две - техника или человек. А мы? Собираемся снова в море. Такая стоит боевая задача.
Механики вспоминают: еще до спуска лодки на воду на местном заводе «Восток», ЛОХ дважды срабатывала сама по себе. Но на берегу вместо фреона в систему была закачана вода, и никто не пострадал.
Капитан 1 ранга в отставке Игорь Литвиненко сегодня читает лекции молодым офицерам по теме «Борьба за живучесть». И тоже отказывается верить в «матросика, играющего кнопками» в присутствии огромного числа людей, несущих при ходовых испытаниях персональную ответственность за исправность оборудования и всех узлов подлодки.
Обсуждают последнюю новость от следствия и в госпитале приморского города Фокино, где лечатся пострадавшие при ЧП.
- Мы считаем: просто нашли крайнего, - высказался слесарь-монтажник Сергей Аньшаков.
Наталья ОСТРОВСКАЯ (Наш спец. корр.)
МНЕНИЕ АДВОКАТА
Анатолий КУЧЕРЕНА, член Общественной палаты: «Могут сделать стрелочника»
- Когда мы вдруг в начале расследования слышим, что виновный установлен и матрос уже дает признательные показания, - это, мягко говоря, настораживает. Ведь виновного определяет суд. Категорически запрещено подгонять следствия под одни лишь признания. Было немало случаев, когда люди признаются в страшных преступлениях, которых они не совершали, в силу того, что оказались в психотравмирующих ситуациях.
Высока вероятность, что этого матроса сделают стрелочником. Комиссия Общественной палаты, которую я возглавляю, не допустит этого.
Алексей ОВЧИННИКОВ
ВОПРОС ДНЯ
Насколько наша безопасность зависит от человеческого фактора?
Михаил ВИНОГРАДОВ, психиатр, доктор медицинских наук:
- Вообще процентов на 90, но в России с ее безалаберностью этот процент, думаю, приближен к 100.
Игорь АНДРИАНОВ, заместитель начальника аварийно-спасательного отряда ГУ МЧС России по Нижегородской области:
- Всегда найдется какой-нибудь чудак. В любой системе обязательно должна быть защита от дурака, которая не допустит подобных трагедий.
Виктор ТИМОШКИН, эксперт по безопасности полетов:
- Нет такого понятия - человеческий фактор - ни в Уголовном кодексе, ни в правилах эксплуатации любой техники. Его придумали и оседлали разные балбесы, чтобы скрыть недостатки техники. Как в авиакатастрофах сейчас постоянно обвиняют пилотов, так и здесь нашли мальчишку.
Павел ГЛОБА, астролог:
- 8 ноября был один из самых опасных моментов. В этот день было особенно сильным противостояние Черной Луны к Марсу, находящемуся в созвездии Скорпиона и в квадратуре по отношению к Нептуну. Такая астрологическая картина, как правило, обещает ЧП в дальних плаваниях, подводные взрывы, утопления. Так и случилось.
Артур АРУСТАМОВ, капитан-наставник судоходной компании «Вагенборг», Ростов-на-Дону:
- Фреон уже давно не используется для пожаротушения, во всяком случае, на торговом флоте, так как он гораздо более опасен, чем пожар, который он может потушить. Так вышло и тут. Здесь скорее нужно говорить не о человеческом факторе, а о технической отсталости оборудования.
Фреон, читатель сайта KP.RU:
- Мне кажется, не стоит циклиться на человеческом факторе. Есть еще и такое понятие, как судьба. Чему быть - того не миновать.
* Лодочная объемная химическая система пожаротушения.