Скандал в деле Политковской: судью могут снять, а присяжных распустить
К этому способен привести скандал, разразившийся вокруг закрытия процесса для прессы.
Процесс по делу об убийстве журналистки "Новой газеты" Анны Политковской может начаться заново: коллегии присяжных грозит роспуск, а председательствующему судье – отвод.
По мнению главы адвокатской палаты Москвы Генри Резника, у судьи Евгения Зубова есть реальные шансы лишиться судейского статуса. Как утверждается, судья принял решение закрыть процесс без учета мнения присяжных, и ему должен быть заявлен отвод. "Никаких предусмотренных УПК оснований на закрытие процесса не было", – приводит слова Резника "Газета.ru".
Напомним, в среду суд был объявлен закрытым "по просьбе присяжных", которые якобы опасались за свою безопасность в случае освещения процесса журналистами. В ответ присяжный Евгений Колесов (на снимке) сообщил радиостанции "Эхо Москвы", что коллегия не требовала убрать представителей СМИ из зала суда: соответствующего заявления никто не подписывал, сообщает Newsru.com.
Кровельщик Колесов объяснил свой поступок обидой. "Я пришел домой, решил приготовить себе обед, включил "Эхо Москвы". Слушаю это радио. И вдруг я узнаю, что, оказывается, мы струсили, испугались прессы и попросили судью удалить прессу. Вы знаете, для меня это был просто шок. Я решил связаться с вами", – сказал он в эфире.
Продолжать работать в коллегии мужчина уже не сможет: Уголовно-процессуальный кодекс запрещает членам коллегии общаться с лицами, не входящими в состав суда по поводу обстоятельств рассматриваемого уголовного дела, а также нарушать тайну совещания и голосования присяжных.
В четверг Колесов написал заявление на имя председательствующего судьи Евгения Зубова, в котором указал, что просит не считать себя больше присяжным заседателем, потому что не хочет "участвовать в неправильном суде". В тот же день присяжные направили на имя Зубова коллективное заявление (его не подписал только один из двадцати заседателей) о допуске в зал заседаний пишущих журналистов.
Эти заявления будут рассмотрены 1 декабря, когда возобновятся слушания по делу. Напомним, накануне суд объявил перерыв. В качестве причины судья назвал занятость адвоката Мусаева. Правда, сам Мусаев, представляющий в суде интересы обвиняемого Джабраила Махмудова, заявил, что вовсе не занят и ему не нужно участвовать в другом процессе.
"Я встал и говорю: уважаемый суд, мне никуда не надо. В другом процессе – это громкое дело о беспорядках в Кондопоге, которое слушается в Петрозаводске – моих подзащитных защищают другие адвокаты, я обо всем договорился", – сообщил Мусаев. Однако судья настоял на своем и объявил перерыв.
Пока же никакой реакции суда на поступок Колесова не последовало. Зато адвокат потерпевшей стороны Карина Москаленко поспешила выразить восхищение действиями присяжного: "Он сам не понимает, что он герой. А он герой!" Главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов назвал выступление Колесова "нравственным и искренним". "Мы обеими руками за сохранение этой коллегии присяжных, она нас полностью устраивает и дает надежду на справедливое разбирательство", – добавил Муратов.
Адвокат Мусаев ранее отметил, что скандал может послужить формальным поводом для роспуска всей коллегии. В этом случае придется отбирать новых заседателей и начинать процесс сначала. Адвокаты обеих сторон против этого. "Теперь будем всеми силами препятствовать возможному роспуску коллегии", – говорят они. В лучшем случае, текущий состав заседателей сохранят, заменив только одного – предавшего огласке кулуарные события Колесова.
Кроме того, есть шанс, что процесс снова станет открытым, приводит "Газета.ru" слова бывшего прокурора Виктора Илюхина. "После того, что рассказал один из членов коллегии присяжных, я думаю, что адвокатам стоит снова попробовать попросить об открытии процесса", - заявил Илюхин.
Он, также как и Генри Резник, не исключил возможности отвода председательствующего судьи. "Если присяжные действительно просто хотели присмотреться к прессе, а остальное за них додумал судья, то незыблемость его решения будет поставлена под большое сомнение если не адвокатами, то хотя бы обществом", – отметил экс-прокурор. "Существует один важный момент: наше правосудие совершенно некомпетентно. У них понятие "целесообразность" важнее понятия "законность", – напомнил Илюхин.