Расследование «КП»: Почему дети пришли в зоопарк убивать животных?
08 Ноября 2008
«Комсомолка» попыталась выяснить, откуда в нашем обществе берутся садисты
Зоологические маньяки
Кенгуру шарахнулись от зоолога, как от маньяка в темном переулке, и заметались по вольеру.
Они были в шоке, и вместо восьми их было семь. Восьмой лежал недалеко от ограждения. Очень молодая самка, почти детеныш. Родилась в прошлом ноябре, вышла из маминой сумки только в начале лета. У нее еще даже имени не было...
Тело отправили на вскрытие. Диагноз - «переломы ребер, ушибы грудной клетки и лицевой части головы» - сомнений не оставил. Животное били. Видимо, долго. Скорее всего, палками. Дата смерти - вечер 18 октября (нашли труп утром 19-го).
Палки, кстати, в вольере валялись...
На следующий день пришел черед пить валидол зоологам птичьего отдела. Это правда было страшно. Кровь, воткнутые в головы чаек палки, торчащие наружу кости крыльев...
В этом вольере сидели шесть птенцов разных пород чаек. Они вылупились этой весной и потому пока не плавали в пруду, как взрослые. Улететь не могли. Не умеют летать зоопарковые птицы...
Трех птиц неизвестные мучители замучили насмерть, три были живы. Сотрудники зоопарка накололи их обезболивающим и ампутировали сломанные крылья.
Стало ясно: в Ростове появился «звериный» убийца. Садист или садисты.
Изверг стал приходить каждый день: назавтра после избиения птенцов кто-то пытался проникнуть в «куриный ряд»: сетка оказалась погнута, внутрь, слава богу, не залезли...
А еще через день - 22 октября, в среду, - охранники увидели двух мальчиков и девочку. Дети стояли возле вольера с пеликанами и кидали в птиц бутылки.
- Это что же вы делаете? - подошли дяди пожурить малолеток.
- Просто играем! - весело оправдывались дети.
В голове у охранников щелкнуло. До сих пор они искали кого-то более взрослого: опрашивали посетителей, не видели ли они подростков лет 16.
- Ну а чайкам, - спросили на дурака, - зачем головы открутили?
- Мы не крутили! - горячо возразили дети. - Мы их - палками!
Умиление из Красной книги
История получилась громкой.
Кенгуру - умильные животные. Редкие и всеми любимые. Недаром образ австралийского зверька так активно эксплуатируется в рекламе: кенгуру - и логотип сети гипермаркетов, и торговая марка одежды для мам... Нравятся они нам, да и все тут.
Сами посудите, ну были бы в газетах заголовки: «Три подростка убили барсука»? А про кенгуру в Ростове написала даже Moscow Times.
Людмила БАКЛАНОВА, директор ростовской школы № 15, рассказывает:
- Когда мне из милиции позвонили и сообщили, что мои ученики задержаны за жестокое обращение с животными, я еще крепилась. Но когда сказали «кенгуру», я чуть со стула не свалилась. Кенгуру! Да как это можно?! Ну ладно бы кого-нибудь... Но кенгуру?!
Малолетние убийцы на допросе в милиции. Справа налево: Коля Захаров (на заднем плане), Наташа Захарова, Сережа Селеменев.
Вот и все так реагируют.
Даже мама одного из малолетних убийц - в прошлом алкоголичка со стажем, которую неоднократно штрафовали за неисполнение родительских обязанностей (власти забирали ее детей в социальный приют), - влетела в милицейский кабинет, где шел допрос задержанных, не с криком «Ироды менты, ребенка мучаете!», а «Дети, как же вы могли его убить, это животное из Красной книги!».
Папа двух других детей (разнорабочий, в семье 14 человек, все у него на шее, половина пьют, а старшие дочки уже принялись рожать своих детей) вторил ей: «Разве я ЭТОМУ вас учил? Это жестоко! Я этому вас не учил!»
То есть семьи, мягко сказать, неблагополучные. А понимают...
Как ковырялись в «матке»
- Го-о-о! - врывается в школу стая подростков. Мама Сережи Селеменева, с которой мы разговариваем в вестибюле (чтобы женщина перестала пить, директор школы взяла ее к себе вахтером), показывает:
- Вот он. Выродок!
«Выродок» Сережа - белоголовый, до болезненности тощий и нервно-разболтанный. Руки не в лад размахивают, ноги все время что-то пинают...
Недоразвитый Сергей Селеменев (справа) охотно рассказывает о том, что совершил. Знакомые пацаны в восторге от истории
Заметив меня рядом с матерью, орет:
- Пацаны, сваливаем! - И дает деру, но быстро возвращается.
И под одобрительное ржание приятелей начинает рассказывать.
- В зоопарк я придумал пойти, а бить - Коля (Коля Захаров - закадычный друг Сергея, второй задержанный. - Авт.). Палку взял, по голове бил. И сестра его била. Я - нет. Как кенгуру поймали? Она в домик забежала, Коля дверь закрыл. Он многих ловил: бил - и выпускал (то-то в шоковом состоянии была вся стая. - Авт.), а эту много раз лупил. Много-много. Потом дрыном со всей силы - раз! Она: «Пи!» - Мальчик резко наклоняется и пищит прямо в диктофон. - И все...
- Пи! - в восторге орут остальные мальчишки.
- Как все? - смущается родительница. - Ты говорил, Коля захотел посмотреть, что у нее в сумочке. А там...
Она улыбается почти умиленно:
- Маленький «орешек»...
- Вот такой, - мальчик показывает пальцами два сантиметра.
Мне становится нехорошо: сумка у кенгуру - почти то же самое, что у людей матка. Ковыряться в ней, с мясом отрывать присосавшегося зародыша (родившийся кенгуренок - полуэмбрион, голая мышца красного цвета) - я слышала такое только о Чикатило...
Кстати, он был земляком этих детей.
- Мне сын и раньше говорил, что этот Коля живодер, - вздыхает вахтерша Селеменева. - Кошек с девятого этажа спускал, собак бил...
Двое из ларца
Как и следовало ожидать, визит к родителям «живодера» Коли Захарова прошел под лозунгом «найди пять отличий».
- Уж мы гоним этого Сережу от сына, гоним! - аристократично отбрасывала челку испитая мама. - Все равно он постоянно здесь и так дурно на Колю влияет... Если бы не он - мой никогда!
Белоголовый Коля весь разговор стоял рядышком и неискренне поддакивал матери. Вообще участвовал в разговоре с гораздо меньшим рвением, чем это делал его кореш.
Оно и понятно: если Сереже поставили диагноз: умственная отсталость («недоразвитие психики»), то Коле - только «снижение интеллекта до уровня пограничной интеллектуальной недостаточности».
- Этот Сережа и голубей бил камнями, - живописала Колина мама. - Я на своего-то как крикнула! Он остановился...
- А Сережа - нет! - закричал Коля, и единственный раз за весь разговор в голосе мальчика слышится неподдельный восторг...
В общем, дело ясное.
Два «одиночества» - мальчики из семей, «находящихся в социально опасном положении», - сошлись в одном классе «В». Нашли в обществе друг друга «понимание и участие» (прямая цитата из школьных характеристик). Вдоволь потренировались на животных «попроще»...
По итогам прошлого учебного года городская комиссия дала 12-летнему Селеменеву Сергею направление в специализированный коррекционный интернат, 12-летнего Захарова Николая просто оставила на второй год в четвертом классе.
Он оказался за партой со своей 11-летней сестрой Наташей: так примерную и даже старательную девочку «пристегнули» к дуэту садистов.
Хотя кто знает... Юрист зоопарка Ирина Войтова, которая разговаривала с детьми еще до милиции, говорит, что спросила девочку:
- А тебе чаек было не жалко?
И Наташа подняла на нее огромные голубые глаза:
- Нет...
Словно в советских фильмах
Знаете, что грустно? Что в этой истории совершенно некого обвинить.
Разве что папу с мамой, которые «обеспечили» детям умственную неполноценность и склонность к садизму.
Но все остальные участники «воспитательного процесса» вели себя образцово, как в советских фильмах.
Дети стояли на учете в милиции, семьи - в Управлении образованием (как находящиеся в социально опасном положении). С родителями проводились беседы («Почему ваш Коля в школе с сальной головой?»), их заслушивали на администрации района, на них налагались штрафы...
Психолог школы Наталья РУМЕГА учила обоих мальчиков не только читать, но и говорить (дети, придя в первый класс, не произносили половину букв). Директор Людмила Бакланова (повторимся) совершила гражданский поступок, взяв пьющую мать Сережи Селеменева к себе в штат, и не прогадала: женщина «зашилась» и перестала пить, власти вернули ей сыновей, которых поместили в социальный приют.
Колю Захарова учителя пытались спасти, определив в интернат полного дня (дома столько народу, что элементарно негде делать уроки; родители мальчика, к сожалению, отказались от предложения)...
- Кормили их, - говорит психолог Румега. - Идешь на работу - эти дети уже на школьном дворе. «Мальчики, вы завтракали?» - «Нет». Голодные, грязные... Знаешь, что социальный обед у них только в час (детей из малообеспеченных семей кормят бесплатно. - Авт.), конечно, сажаешь за чай с булочкой...
Социальный педагог София САРКИСЯНЦ вспоминает:
- Учебники им покупали, одежду все учителя, у кого мальчики, им приносили.
Как мы уже обмолвились, этой весной городская комиссия перевела Сережу Селеменева из школы в интернат для умственно отсталых. Так вот не мама, а психолог школы весь свой летний отпуск потратила, чтобы собрать ребенку необходимые справки: из тубдиспансера, из поликлиники...
Теперь бедные школьные дамы сидят, сжавшись, как побитые, в своей учительской, и гадают: что же ЕЩЕ они должны были сделать, чтобы уберечь - не допустить.
Что будет
Изуродованные чайки умирают. Держатся на лекарствах. Одна уже издохла, две другие по-прежнему в «реанимационном блоке». Заместитель директора зоопарка по зоотехнической работе Нина ЕВТУШЕНКО грудью встает на пути журналистов, желающих сфотографировать птиц.
С тихой ненавистью говорит:
- Они боятся чужих. Им противопоказаны стрессы. Я не желаю, чтобы ради ваших публикаций... Я желаю, чтобы они выжили.
Чтобы страшное не повторилось, зоопарк, по словам Нины Егоровны, будет расширять имеющуюся систему видеонаблюдения.
Дай бог, потому что сегодняшняя система охраны недопустима. Животные и птицы - за загородками ниже человеческого роста. Охрана - 20 человек на 100 гектаров площади. Что называется, мучай - не хочу.
Как-то там было про тех, кого приручили...
Уголовная ответственность детям не грозит. Они просто не достигли нужного возраста. Уголовное дело закрыто.
Зоопарк может предъявить иск их родителям: сумма ущерба, который нанесли научному учреждению, - 100 тысяч рублей. Но будет ли администрация делать это, неизвестно. Логика: что с них взять-то, с убогих да многодетных...
...Психиатры - специалисты по маньякам - говорят: зверство ребенка по отношению к животным - первый признак будущего садиста и убийцы.
Мы уже вспомнили здесь Чикатило. Но у детей был и другой «прототип». Битцевский маньяк Александр Пичушкин получал удовольствие, втыкая палки в головы жертв. Ребята опробовали это на птицах.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Убийства зверей происходят в зоопарках всего мира.
Почти одновременно с ростовской историей произошла австралийская: 7-летний мальчик забрался в зоопарк Alice Springs Reptile Centre и скормил местному крокодилу множество ящериц, черепах и двухметрового варана. Все это зафиксировали камеры наблюдения. На все расспросы ребенок молчит.
Год назад служители зоопарка китайской провинции Хубэй нашли освежеванным своего питомца - маньчжурского тигра. У зверя была снята шкура и отрублены лапы, то есть здесь поработали браконьеры.
А тот же Ростов-на-Дону однажды уже терял всех своих кенгуру. В декабре 1998 г. их на клочки порвали чьи-то бойцовые собаки. После этого вольер долго стоял пустым.
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Слабых бьют вместо сильных
Биологи уверяют: судьбой управляют гены. Поэтому у одних жизнь течет криминогенно, у других - эрогенно, а у третьих - офигенно.
Ученые уже нашли ген измены, ген алкоголизма, ген жестокости... Уверяют: кто-то, услышав в детстве знаменитое «Оторвали мишке лапу», заплачет от жалости. А кто-то воспримет стишок как инструкцию по применению и распотрошит собственных плюшевых мишек и зайчиков. Скоро нам докажут, что у обычных людей в жилах кровь, у олигархов - нефть, а у преступников - канализация.
Возможно, это и так, но важно помнить другое. Люди бьют слабых тогда, когда хотят побить сильных. Ребенок, может, и врезал бы тирану-отцу или алкоголичке-матери, но боится ответной расправы и срывает зло на кошке. Или на кенгуру. Или на слабаке-однокласснике. Мы передаем друг другу пинки, как эстафетную палочку.
Вывод прост: хочешь спасти детей - вправь мозги взрослым. В Ростове это поняли - ввели должность семейного инспектора. Они нянчатся не только с трудными подростками, но и с их папами-мамами. Надо - на работу устроят, надо - помогут купить учебники. С нескольких семей уже сняли клеймо «неблагонадежных».
Но именно там, в Ростове, и случилась эта кошмарная история. Против лома нет приема? Против гена нет автогена? Приходится признать: иногда попытки перевоспитать юных извергов похожи на самообман. Но отказ от таких попыток - на преступление.
Алексей СЕМЕНЦОВ