Почему списки пострадавших скрывали больше суток?
Страшнее всего для родных экипажа «Нерпы» стала неизвестность в первые часы после трагедии
- Жив мой сын (муж, брат) или погиб? - На этот мучительный вопрос искали ответ сотни людей на Дальнем Востоке.
Первая информация о погибших и выживших стала появляться в воскресенье к вечеру. Но полный список не обнародовали. Поначалу местные власти Большого Камня пообещали предоставить его к 18.00 10 ноября, но и через два часа, и три судьба людей оставалась неизвестной.
- Нет возможности установить личности двоих погибших, поэтому список еще уточняется, - объясняли чиновники Большого Камня журналистам.
- Мы не можем давать информацию, не зная полных данных. Вот позвонила женщина, назвала только фамилию и имя мужчины. А по спискам таких два, только с разными именами, один - в числе погибших, другой - выживших, - оправдываются в администрации города.
Почему так долго была неразбериха?
- Точный список экипажа есть только у капитана лодки, помощника и старшего помощника капитана, - объяснял корреспондентам «КП» бывший офицер-подводник. - До последних минут выхода состав экипажа может меняться. Например, у матроса жена рожает или кто-то умер. Его заменяют. И окончательный список составляют уже в море.
Вся эта информация считается для служебного пользования. Чтобы ее обнародовать, надо получить разрешение вышестоящего командования. Потом - списки сверить с предварительными данными о пострадавших. Отсюда и проволочки. Кстати, как заверяют военные моряки, персонально оповещать родственников о состоянии членов экипажа командование корабля не обязано. Даже если человек погиб, об этом, как правило, сообщают в течение трех суток, когда установлены предварительные причины гибели.
Конечно, сейчас ситуация не такая дикая, как восемь лет назад с «Курском». Тогда взвинченных до предела людей держали в неведении несколько дней. До тех пор пока «Комсомолка» не выкупила и не обнародовала сведения о погибших подводниках. Чему-то та трагедия все же научила. Но стоило бы думать в первую очередь о матерях, женах, детях, которые сходят с ума от неизвестности. Не прикрываться инструкцией, а как можно скорее успокоить тех, чьи родные живы.
КСТАТИ
Как готовят гражданских специалистов для выхода в море официально...
Ирина АНВУЛАТОВА, руководитель пресс-службы судоремонтного завода «Нерпа» (здесь утилизировали АПЛ «Курск»), Снежногорск, Мурманская область:
- Специалисты предприятия (члены сдаточной команды) проходят подготовку по борьбе за живучесть и легководолазную подготовку на учебно-тренировочных комплексах флота, а также медкомиссию перед каждым выходом в море. Кроме того, члены сдаточной команды (ее формируют из наиболее квалифицированных специалистов) каждые три года проходят переподготовку.
...и на самом деле
Офицер-подводник атомного ракетного подводного крейсера Северного флота (фамилию по его просьбе не называем):
- Когда мы берем на борт не больше 3 - 4 гражданских специалистов, у нас опасений нет. Сколько помню, в таких случаях штатские были хорошо подготовлены к нештатным ситуациям. Они знают, как вести себя при борьбе за живучесть - при затоплении отсеков, пожаре, проходят подготовку в учебно-тренировочном центре на нашей базе. Но однажды мы взяли на борт около сотни гражданских специалистов в Северодвинске (там - военный судостроительный завод). Далеко не все они знали о том, как спасаться в чрезвычайной ситуации, или хотя бы умели пользоваться аппаратами индивидуальной защиты. За такой оравой и не уследишь. Кто-то из них нажать что-то не то может...
Список погибших...
Военные
ГОЛОВНЫХ Евгений Борисович, капитан 2 ранга, заместитель командира экипажа по воспитательной работе
ПОДБОРНОВ Александр Николаевич, капитан 3 ранга, начальник химической службы экипажа
ПРУДНИКОВ Александр Евгеньевич, мичман, старший кок-инструктор экипажа
Гражданские специалисты
БАКУЛИН Сергей Алексеевич, специалист трюмных систем
ВЛАСОВ Андрей Вячеславович, специалист
ДРУЖИНИН Виктор Дмитриевич, начальник испытательной партии
ЕГОРОВ Илья Петрович, специалист
КАЧУСОВ Анатолий Федорович, специалист
КРАСИКОВ Евгений Михайлович, инженер
ЛЫСЕНКО Алексей Иванович, машинист
НЕЖУРА Александр Владимирович, машинист систем вентиляции
ПИЩУЛИН Владимир Валерьевич, старшина
САЯПИН Владимир Григорьевич, специалист по автоматике
СУЛИМОВ Владимир Сергеевич, сдаточный механик заказа
СУРЕНКОВ Дмитрий Николаевич, машинист систем осушения и водоотлива
ТАРАСОВ Владимир Дмитриевич, инженер-механик
ТЮГАЕВ Антон Геннадьевич, дозиметрист
ФИШИЧ Виктор Иванович, старший инженер-механик
ШУГАЕНКО Александр Георгиевич, мастер-механик трюмных систем
ШУТОВ Игорь Владимирович, специалист
...и пострадавших
Военные
ВАХРУШЕВ Александр Леонидович, старший мичман
ОВСЯННИКОВ Евгений Валерьевич, мичман
Гражданские специалисты
АНЬШАКОВ Сергей Анатольевич
БОЛАНДИН Николай Николаевич
БОЛЬШАКОВ Антон Павлович
ГАВРИК Анатолий Гаврилович
ДЕРИН Александр Леонидович
КОЗЛОВ Владимир Нестерович
КОСТЮЧЕНКО Станислав Владимирович
МИХАЙЛОВ Александр Юрьевич
НЕЖУРА Владимир Андреевич
НЕФЕДЬЕВ Максим Сергеевич
ОВСЯННИКОВ Евгений Валерьевич
ПУСТОВОЙ Д. А.
РИФК Виктор Эльмаевич
СОТНИКОВ Юрий Георгиевич
СТОЛЬНИКОВ Сергей Ионович
ФРОЛОВ Александр Алексеевич
ЦУРКИН Денис Павлович
ШАНАЕВ Александр Леонидович
ШЕМЕРОВ Владимир Николаевич
ЩЕПИН Владимир Николаевич
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
ЧП на российских атомных подлодках
29 мая 1992 года - на атомной подводной лодке Северного флота произошел взрыв электрокомпрессора. Один член экипажа погиб, пятеро получили ранения.
30 мая 1997 года - атомная подводная лодка 2-й Камчатской флотилии, выведенная из ее состава, затонула в Авачинской бухте Петропавловска-Камчатского. Лодка поднята на поверхность.
26 января 1998 года - на АПЛ «Томск» произошла авария системы охлаждения с утечкой аммиака и азота. Погибли шесть членов экипажа.
12 августа 2000 года - в ходе проведения военно-морских учений Северного флота в Баренцевом море потерпела катастрофу атомная подводная лодка «Курск». Субмарина была обнаружена 13 августа на глубине 108 метров, весь экипаж в составе 118 человек погиб.
30 августа 2003 года - в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка Северного флота «К-159». В 1989 году она была выведена из боевого состава ВМФ, ядерный реактор приведен в безопасное состояние. АПЛ затонула, когда ее буксировали для утилизации. Из 10 членов экипажа спасти удалось только одного.
14 ноября 2004 года - в Камчатской области во время проведения плановых работ произошел взрыв на атомной подводной лодке. Из-за неисправности редуктора, регулирующего подачу под давлением воздуха в систему водоснабжения АПЛ, взорвались цистерны. В результате погиб один член экипажа.
1 августа 2005 года - на оборонной верфи «Звездочка» в Северодвинске во время газосварочных работ на утилизируемой АПЛ произошел пожар. Погиб один человек.
26 июля 2006 года - на атомной подлодке Северного флота РФ произошла утечка радиоактивной воды, которая используется для охлаждения атомного реактора. Главный штаб ВМФ РФ заявил, что радиационный фон в районе нахождения подлодки остался в норме.
Виктор БАРАНЕЦ, Лариса ЛЕДЕНЕВА, Дмитрий КОШЕВОЙ («КП» - Хабаровск»), Наталья ОСТРОВСКАЯ (Наш спец. корр.), Ирина ФАСОВА, Анна ДАВЫДЕНКО, Наталья ЖЕЛДАК («КП» - Владивосток»), Cергей АНДРЕЕВ («КП» - Мурманск»).