Петр Первый пугал бояр, а Анна Иоанновна женила карликов
25 Декабря 2008
Как русские монархи в праздники веселились
Традиция праздновать Новый год 1 января была установлена Петром I, и он же лично демонстрировал подданным, как это надо делать. В честь нового праздника состоявший из приближенных императора «Всешутейший и всепьянейший собор» гулял неделю, разъезжая по окрестностям Москвы и пугая бояр неожиданными визитами. Причем в разгульной компании были и более чем уважаемые люди: князь-кесарь Федор Ромодановский (по сегодняшним меркам премьер-министр), князь Петр Прозоровский - начальник Приказа Большой казны, то есть по-нынешнему министр финансов, граф Федор Головин - генерал-фельдмаршал, то есть министр обороны. В разгар очередного застолья Петр формировал для увеселения оркестр, в котором сам пел и колотил в барабан.
Правившие в XVIII веке царицы изо всех сил старались, чтобы их торжества в пышности как минимум не уступали тем, что устраивались при Петре. Поэтому празднества, карнавалы и маскарады растягивались порой на всю зиму. При Анне Иоанновне ради потехи устроили знаменитую свадьбу карликов-шутов в ледяном доме. На замерзшей Неве между Адмиралтейством и Зимним дворцом выстроили гигантский ледяной дворец, в котором сначала плясали гости, а затем на всю ночь оставили «молодых» - 50-летнего князя Голицына и 37-летнюю калмычку Авдотью Буженинову. А у дверей поставили караул, чтобы новобрачные не сбежали с ледяной постели.
Анна Иоанновна очень старалась превзойти пышность петровских торжеств.
При Екатерине II до таких зверств не доходило, но новогодние гулянья в Зимнем дворце получили особый размах. Писатель конца XVIII века Семен Порошин оставил мемуары о том, как праздновала Екатерина:
«Императрица во всех играх сама быть изволила и по-русски плясала вместе с Паниным. Великий князь тоже много очень танцевал; во время этих увеселений вышли из внутренних государыниных покоев восемь дам: это были в женском платье граф Орлов, граф Строганов, граф Головнин, Петр Берг, Пассек, обер-шталмейстер Нарышкин, камер-юнкер Баскаков, князь Белосельский. На всех были кофты, юбки, чепчики; князь Белосельский был проще всех одет: он представлял гувернантку или маму и смотрел за прочими дамами».
В XIХ веке Новый год постепенно перебрался в разряд праздников частных, которые императоры предпочитали встречать в семейном кругу.
Балы начинались в январе, и основным «блюдом» были танцы. Но чем дальше, тем меньше внимания уделяли цари новогодним торжествам. И если при Александре I балы давали по поводу и без, то при Александре III они стали уже явлением редким. Новогоднюю же ночь, как и рождественскую, императоры были дома, а не на танцах.
Вот как описывает в своем дневнике Николай II то, как он проводил 31 декабря в разные годы:
1894 год. «Не катались по городу и не бегали на коньках из-за мороза: гуляли в саду с Мама и тетей Аликс. Пили чай вдвоем. Читал до 7 1/2, когда пошли наверх к молебну».
1904 год. «После завтрака поехали в Софийский собор на панихиду по убитым и погибшим в Порт-Артуре. В 4 часа были на елке в местном лазарете. Читал. В 7 ч. поехали в Гатчину прямо к новогоднему молебну».
Кого приглашали на вечеринки генсеки и кто поет для олигархов, читайте в одном из следующих еженедельников.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Наши «Елочки» спасали авторам жизнь, а «Джингл беллс» была непристойной песенкой
Как появлялись на свет знаменитые новогодние произведения
Новый год - это не только елка, салат оливье и бенгальские огни. Это еще и целый пласт культуры, который прививается человеку с детства. И одной из важнейших частей этой культуры стали детские песни, которые малыши поют на утренниках на радость родителям, Деду Морозу в обмен на подарок и просто так, ради хорошего настроения. «КП» проследила, какими тернистыми путями входили в нашу жизнь эти уже классические произведения.
«Маленькой елочке холодно зимой»
Зинаида Александрова
Автор песенки про елочку, которую дети, чтобы спасти от мороза, взяли домой, родилась 101 год назад в Петербурге в семье учителя. В 1919 году от сыпного тифа умер отец, еще через год - мать девочки. И в 13 лет Зина оказалась в детдоме, а когда покинула его, поступила на ткацкую фабрику. Казалось, что шансов стать поэтессой у перековавшейся в пролетарку учительской дочки нет. Однако, именно работая на фабрике, она начала писать стихи, которые охотно печатали советские журналы. Когда в 1933 году товарищ Сталин решил вернуть советскому народу упраздненный было вместе с Рождеством буржуазный праздник Новый год, пробил звездный час Александровой. Стране понадобились хорошие песни про Новый год, и написанное двумя годами ранее стихотворение про елочку пришлось как нельзя к месту, начав свое триумфальное шествие. И Александрова благодаря единственному стихотворению про елочку встала в один ряд с корифеями детской поэзии.
«В лесу родилась елочка»
Раиса Кудашёва
Любимую песню детей России написала немка, взявшая за основу немецкое стихотворение про ель. Из многочисленных ее стихов «выстрелило» лишь одно. В 1903 году в журнале «Малютка» была опубликована в более расширенном виде та самая «Елочка» и фурора не произвела.
В 1921 году Раиса ехала в поезде и услышала, как маленькая девочка поет песню на ее стихи. Про ту самую елочку. Так она узнала, что знаменита.
Еще более феерический случай произошел, когда в голодные годы Кудашёва в надежде получить паек пришла в Союз писателей. По разным версиям, там ее встретил то ли Горький, то ли уже сменивший его Фадеев. И глава советских писателей, узнав, что перед ним автор елочки, запрыгал как мальчишка и тут же велел выдать Раисе паек по высшему разряду. Так «Елочка» спасла автора от голодной смерти.
«Елочка, елка, лесной аромат»
Игорь Шаферан
Мастер советского шлягера для детей написал всего две песни, и оба раза попадание было в яблочко. В 1971 году на экраны вышел фильм «Джентльмены удачи», в котором на утреннике в детском саду пели немудреную песенку. И уже на следующий Новый год «Белые снежинки кружатся с утра» распевали по все стране. Год спустя «Мосфильм» выпустил мультфильм «Новогодняя сказка», и в народ тут же ушла вторая детская песня Шаферана - «Елочка, елка, лесной аромат».
А КАК У НИХ?
Jingle Bells
Джеймс Пьерпонт
Любимая новогодняя песня американцев была написана в середине XIX века Джеймсом Пьерпонтом. Он очень любил играть на фортепьяно и дружил с хозяйкой пансиона для девиц, где был единственный в их городке инструмент. Ей первой он и показал написанную им песню. Правда, текст был куда более фривольный, чем сейчас. В песне рассказывалось, как парень поехал кататься на санях с молодой вдовой, лошадь перевернула сани, и чем закончилась их возня в снегу. Хозяйке пансиона вся эта похабщина не понравилась, и она порекомендовала переделать текст, написав, например, про веселые колокольчики.