Память не уходит в отставку
Бывший начальник ОВД Кожевниковского райисполкома Александр Михайлов помнит героизм бойцов, с которыми свела его афганская война
Сложная, порой суровая судьба закалила характер сотрудника милиции Александра Николаевича Михайлова, ветерана афганской войны, кавалера ордена «Красной Звезды». Даже когда его жизнь висела на волоске, он писал стихи. Для тех, кто дома ждет его живым…
А жена Людмила ждала третьего ребенка...
В декабре 1979 года наши солдаты были втянуты в ведение активных боевых действий в Афганистане и «завязли» там на долгие девять лет. К 1985 году общая численность советских войск в соседней стране пустынь и гор достигла 108,8 тысячи человек. Милиционеры направлялись в Афганистан в качестве советников, сотрудниками представительства МВД СССР. Среди них в Кандагаре служил и наш земляк Александр Николаевич Михайлов.
- В марте 1981 года в звании майора меня отправили в командировку, как тогда это называли, - рассказывает он. - Знал ли я, куда отправляют? Конечно, я знал, что там идет война. К тому времени уже приходили в СССР цинковые гробы. Только афишировать это было запрещено. Так, шептались на уровне кухни и кабинетов… Отправляться в самое пекло войны было страшно, но слабость проявить - стыдно, к тому же приказы не обсуждают. А в это время жена Людмила ждала третьего ребенка. Когда мы прощались, я попросил ее: если родится сын, то назвать его Сашкой, а если дочка, то в честь моей любимой - Людой. И уехал.
- Мы занимались борьбой с преступностью. Одной из главнейших обязанностей советников была организация оперативно-разведывательной работы, сбор и обработка разведданных о составе, местонахождении, замыслах главарей бандформирований передавались командованию. Мы разрабатывали и помогали проводить многоходовые операции по внедрению информаторов в бандформирования, в лагеря беженцев. Так удавалось получить информацию, позволяющую предугадать действия душманов, провести немало удачных операций.
«К смерти невозможно привыкнуть»
На вопрос, было ли ему страшно в Афганистане, Александр Михайлов отвечает честно:
- Конечно, я же живой человек из крови и плоти. Когда по пятам постоянно идет смерть, жутко. И привыкнуть к этому невозможно. Как можно привыкнуть к тому, что над твоей головой постоянно свистят пули? Что гибнут наши мальчишки, желторотые юнцы? Как не обращать внимания на сожженные дома и растерзанные тела беззащитных стариков и детей? И забыть переполненные злостью и ненавистью глаза моджахедов?
Война – это всегда жестокость. Причем с обеих сторон. Душманы часто глумились над нашими солдатами и офицерами, захваченными в плен: отрезали уши, простреливали суставы, выкалывали глаза. Мы старались не срываться, не упасть до такого зверства.
Я до сих пор, словно он был вчера, помню страшный бой, когда наше отделение, 29 человек, взяли в цепь душманы, их было значительно больше. Мы отстреливались сутки. Бой был жестокий, пули свистели так, что головы не поднять, душманы рвались вперед, пытаясь уничтожить горстку наших бойцов. И тут что-то рвануло совсем рядом со мной, и я оказался в темноте... Позже ребята рассказали, что от неожиданности и резкой боли я поднялся с земли и с залитым кровью лицом двинулся на врага. Стрелял, стрелял, стрелял… Из ушей текла густая кровь, я не мог слышать крики товарищей. А дальше – вязкая и глухая тишина. Слава Богу, подоспело подкрепление. За тот бой я получил орден «Красной звезды»...
Прошли годы. На родине в августе 1986 года Александр Михайлов был назначен начальником отдела внутренних дел Кожевниковского райисполкома. В 1992 году он вышел на заслуженный отдых. Казалось бы, война с дымящимися горными расщелинами, смерть, разорение и боль чужой страны остались для Александра Николаевича в далеком прошлом. Он уже в отставке. Но память в отставку не уходит….