Не отставать от ритма жизни

18 Марта 2012
Не отставать от ритма жизни

Успеть за потребностями сегодняшней экономики трудно, не успеть – непростительно.

Сколько бы внимания ни уделяло государство социальным программам, сколько бы ни тратило денег на поддержку социально не защищенных, общество не станет благополучным до тех пор, пока у большей части населения не будет стабильной, хорошо оплачиваемой, а в идеале - и любимой работы. Расхождение между потребностью в кадрах и их предложением, невозможность трудоустроить огромное число выпускников вузов, особенно гуманитариев, в последнее время озвучиваются на всех уровнях. Отсюда и внимание, которое приковано в последнее время к системе начального и среднего профессионального образования.

 

Больше гибкости

 

Тема трудоустройства выпускников и степень соответствия системы НПО потребностям экономики стали одной из главных тем состоявшегося в конце февраля итогового заседания коллегии областного Управления среднего профессионального и начального профессионального образования. Одним из участников заседания был и председатель комитета по образованию, науке и культуры Законодательной думы Томской области Леонид Глок.

 

- Систему профессионального образования ожидает серьезное изменение структуры управления, а часть учреждений будет реформирована: профессиональная подготовка должна вестись не только в училищах и техникумах, но и в колледжах, лицеях, специально созданных центрах, в том числе работающих при вузах и средних образовательных школах. Последнее особенно актуально для сельской местности, - говорит он, объясняя свой интерес к событию. - Но самое главное - чтобы подготовка велась по тем специальностям, которые востребованы на рынке труда и необходимы для развития экономики. И еще одна крайне важная в этой связи задача - усиленная работа по повышению квалификации уже имеющихся кадров и переподготовке взрослого населения. Та динамика изменений, которую демонстрирует сегодня бизнес, требует своевременного реагирования, гибкости, и в первую очередь - в плане подготовки рабочих кадров.

 

При этом, подчеркивает бывший глава областного Департамента общего образования, получение профессии обязательно должно сопровождаться получением общего среднего образования.

 

О финансах, и не только

 

Более подробно о том, как выглядит ситуация сегодня, рассказали заместитель начальника Управления НПО Татьяна Коломина и главный специалист Управления Елена Ивонина. Татьяна Коломина остановилась на финансовой стороне вопроса: вряд ли можно требовать эффективности от того, кто испытывает постоянный недостаток средств. К счастью, финансирование учреждений системы НПО, вопреки ожиданиям, не снизилось и после прекращения действия приоритетного нацпроекта «Образование». В 2011 году для всех учреждений на территории Томской области оно составило 992 млн. 449 тысяч рублей. Несколько выросли по сравнению с предыдущим годом затраты на зарплату сотрудников. Зато снизились расходы на оплату коммунальных услуг (что, во-первых, является следствием участия учреждений в программе энергосбережения, а во-вторых, просто не может не радовать). А вот что, напротив, радовать не может, так это сокращение объемов внебюджетного финансирования (с 157 млн. в 2009 году до 145 - в 2011-м). Над решением этого вопроса еще предстоит поработать. Актуальными остаются и такие проблемы, как несовершенство ресурсной базы учреждений и избыточная численность сотрудников. И все это - на фоне главной задачи: как бы кто к этому ни относился, системе НПО предстоит в ближайшие годы занять гораздо более значимое место в подготовке кадров для российской экономики.

 

Конкуренция все серьезнее

 

Сегодня перекос налицо: система высшего профессионального образования готовит 70% кадров при реальной необходимости готовить около 20. На долю среднего профессионального образования приходится 20% выпускников, на долю начального - и вовсе 10. В ближайшем будущем, если мы хотим, чтобы экономика работала без сбоев, им предстоит расширить свою «зону влияния» до 80%, то есть более чем в 4 раза. Возможно, существенная часть учащихся будет проходить профподготовку заочно или по вечерам: сейчас такие формы обучения становятся все более популярными. Увеличивается и число обучившихся в рамках хоздоговоров: с 6278 человек в 2006 году их число выросло до 8250 в 2011-м. Популярны краткосрочные программы подготовки специалистов: на пике кризиса интерес предприятий к обучению работников снизился, однако сейчас ситуация вновь улучшается. Если же брать ситуацию с привлечением учащихся в целом, то учреждениям СПО и НПО предстоит выдержать непростую конкурентную борьбу. Вузы сокращать прием не планируют, даже несмотря на снижение числа выпускников школ. Так что выиграет тот, кто предложит получить профессии наиболее престижные, интересные и нужные одновременно. На сей день самый высокий конкурс демонстрируют Томский политехнический техникум, Томский базовый медицинский колледж, Томский медико-фармацевтический колледж, Губернаторский колледж социально-культурных технологий и инноваций и еще несколько учреждений. К сожалению, целый ряд учреждений системы план по набору учащихся не выполнили. А значит, их предложения недостаточно привлекательны. Пожурили выступавшие коллег и за то, что руководство некоторых учреждений допускает явные недочеты в планировании набора. В результате меняются учебные планы, количество групп и многое другое. Это, безусловно, на пользу показателям будущего набора также не идет.

 

Лучший стимул - материальный

 

Хорошей новостью для учащихся учреждения начального и среднего профессионального образования станет новость о назначении лучшим из лучших стипендий Правительства России. Конечно, такие стипендиаты не могут исчисляться сотнями. Но десятками они исчисляться будут, что совсем неплохо. Как сообщила Елена Ивонина, сейчас списки претендентов уже переданы в Москву. Если все получится так, как задумано, в учреждениях начального профобразования такую стипендию будут получать 23 учащихся, в учреждениях среднего профессионального образования - 32. Однако главным материальным стимулом для учащихся, конечно, являются не стипендии, а будущая заработная плата. О ситуации с трудоустройством выпускников говорили не только представители Управления, но и принявшая участие в заседании заместитель областного Департамента труда и занятости Галина Панкратова. Приведенные ею данные не слишком обнадеживают студентов вузов: 40% выпускников, испытывающих проблемы с трудоустройством, окончили университеты и институты. На долю учреждений начального и среднего образования приходится примерно по 30%. Среди задач, над которыми предстоит работать представителям системы начального и среднего профессионального образования, было названо и развитие предпринимательских способностей учащихся. Для кого-то, возможно, это прозвучит неожиданно, но запрос на подготовку будущих фермеров и других представителей малого и среднего бизнеса реально существует. И готовить их, конечно, должны не университеты (или не только университеты). Как видим, поле деятельности перед системой начального и среднего профобразования простирается обширное. И местность эта, что называется, пересеченная, то есть насыщенная трудностями и препятствиями. Но осилить их придется. Это необходимо и системе, и отдельным ее воспитанникам, и всей российской экономике.

 

А в это время

 

Несмотря на существующие проблемы (а их, как известно, нет лишь у тех, кто ничего не делает), у работников системы НПО Томской области немало поводов для радости. Заседание коллегии началось с поздравлений: нескольким представителям образовательных учреждений было присвоено звание «Почетный работник начального профессионального образования Российской Федерации». Другие получили Почетные грамоты Министерства или Администрации Томской области. А Учебно-методический центр дополнительного профессионального образования был удостоен высокой награды - Золотой медали национального конкурса «Элита российского образования». Ее начальник областного Управления среднего и начального профессионального образования Владимир Шендель вручил директору Центра Нине Лазаревой.

Наверх