Любимые слова Путина «мы», «Россия» и «власть»
Психологи заметили в речи людей одну особенность: по часто повторяемым словам человека можно определить скрытый смысл сказанного и даже черты его характера. Поэтому, вооружившись нехитрой компьютерной программой, способной подсчитывать количество повторяемых слов, мы изучили... выступления лидеров государств. И вот что получилось в итоге
Владимир Путин, Президент России: Меньше власти и проблем
Послание Федеральному собранию в мае 2006 года. Послушать его в Москву съезжаются чиновники со всей России - глава государства ставит задачи на предстоящий год или даже пять - десять лет вперед. Но как ставит! За 1 час 1 минуту Путин в последнем Послании повторил слова:
«мы» - 60 раз,
«Россия» - 33 раза,
«нас» - 17 раз,
«проблемы» - 11 раз,
«я» - 10 раз,
«считаю» - 8 раз,
«власти» - 5 раз.
Интересно сравнить это Послание с Посланием главы государства в 2000 году, когда Владимир Путин только-только сел в кресло президента и нарабатывал общение с членами парламента и губернаторами. Сравните:
«мы» - 39 раз,
«Россия» - 29 раз,
«власти» - 29 раз,
«нас» - 23 раза,
«я» - 21 раз,
«проблемы» - 5 раз.
Наш комментарий
Полученный результат занимателен тем, что он ставит под сомнение распространенное мнение о концентрации российской власти в одних руках (понятно, в чьих). Современный Путин меньше говорит «я», больше - «мы». Вероятно, 6 лет назад свежеизбранный президент не ассоциировал себя с чиновничьей аудиторией, к которой обращался.
Но в 2006 году эта разность исчезла. Любопытно, что слова «власть» и «проблемы» Путин с годами употребляет все меньше. Возможно, потому что считает: с укреплением вертикали власти в России с ней больших проблем нет.
Борис Ельцин, первый Президент России:
Я ухожу мучительно
Новогоднее обращение, 31 декабря 1999 года:
«я» - 24 раза,
«мы» - 6 раз,
«Россия» - 5 раз,
«дорогие» - 4 раза,
«будет» - 4 раза,
«ухожу» - 4 раза,
«выборы» - 3 раза,
«мучительно» -2 раза.
Михаил ГОРБАЧЕВ, Президент СССР
В выступлении, датированном 1986 годом на съезде КПСС, Михаил Горбачев произнес:
«мы» - 159 раз,
«все» - 110 раз,
«людей» - 51 раз,
«товарищи» - 44 раза,
«партия» - 42 раза,
«СССР» - 32 раза.
Наш комментарий
Один из признаков новой эпохи в речи советского лидера - «людей» стало больше, чем «товарищей». Священные слова «КПСС» и «партия» потеснили неформальные «все» и «мы». Как это ни грустно, но в горбачевских речах уже проскальзывал намек на скорую кончину СССР. Это слово последний генсек говорил все меньше и меньше.
Михаил ФРАДКОВ, глава российского правительства
В выступлении в Госдуме в феврале 2005-го повторил:
«сейчас» - 14 раз,
«надо» - 11 раз,
«действия» - 7 раз,
«ВВП» - 5 раз,
«стратегия» - 2 раза,
«результаты» - 2 раза,
«осмысления» - 2 раза.
Наш комментарий
Как-то странно, что Фрадков, обязанный удвоить этот самый ВВП, старался употреблять это слово пореже. Может, постылое, злополучное оно? Радует, что премьер часто говорит о действии, которое должно случиться не завтра, а сейчас. Вот только «осмысления» и «стратегии» в речи Фрадкова что-то маловато. Может, потому и «результатов» почти нет?
Александр ЛУКАШЕНКО, Президент Белоруссии
В январском интервью немецкому изданию «Ди Вельт» повторил:
«мы» - 89 раз,
«я» - 38 раз,
«Россия» - 31 раз,
«надо» - 25 раз,
«Беларусь» - 19 раз,
«Лукашенко» - 8 раз,
«виноват» - 2 раза.
Наш комментарий
Столь частое «мы» не должно вводить в заблуждение. Это Батька про себя (ну как Мы - Николай Второй). С точки зрения психологии любопытно, что Лукашенко - один из немногих, кто умудряется так часто говорить о себе в третьем лице (8 раз за одну речь). Симптоматично, что Батька, как и Буш, видимо, имеет свой пунктик - он упоминает чужое государство чаще, чем собственную страну. А то, что слово «виноват» у нестрадающего самокритикой Батьки в аутсайдерах, согласитесь, неудивительно.
Джордж БУШ, президент США:
Америки нет, кругом один Ирак
В январском радиообращении этого года американский лидер особенно напирал на:
«будем» - 16 раз,
«помочь» - 8 раз,
«Ирак» - 10 раз,
«стратегия» - 6 раз,
«насилие» - 6 раз,
«террористы» - 4 раза
Наш комментарий
Видимо, у Буша так с Ираком плохо, что в речи не нашлось места его собственной стране. Там почти нет слов «США» , «Америка», зато много «Ирак», «будем» и «войска». Судя по всему, иракская война для Буша это уже навязчивая идея.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Михаил ВИНОГРАДОВ, профессор, доктор медицинских наук, психиатр:
- Проговоры, оговорки, повторы - по всему этому действительно можно определить черты характера. Есть специальные методики, которые активно используют психиатры и психологи. Можно понять самооценку человека, скрытый смысл сказанного. Если человек, к примеру, говорит о себе в третьем лице (как, например, Лукашенко. - Ред.), это означает, что у него проблемы с самооценкой - завышенная либо заниженная, в зависимости от контекста.
По тому, какие слова использует политик, можно понять, принимает ли он сам решение или перекладывает ответственность на других. Кстати, в России в отличие от Запада почти нет политиков. Есть чиновники, которые ими притворяются. У политика есть свое собственное мнение, и он не боится говорить «я» чаще, чем «мы». Он не боится брать на себя ответственность. В России руководители очень боятся слова «я». К сожалению...