Лесник должен владеть информационными технологиями

17 Марта 2014
Автор: Софья Севостьянова Лесник должен владеть информационными технологиями

Томский лесотехнический техникум переходит на новые образовательные стандарты

Сегодня одна из наиболее перспективных отраслей в Томской области - лесное хозяйство - становится высокотехнологичной. Казалось бы, как лес связан с информационными технологиями? В Томском лесотехническом техникуме утверждают, что напрямую, и в связи с этим ведут активную работу по переходу на новые образовательные стандарты. Это позволит в ближайшее время подготовить грамотных и востребованных специалистов для работы в лесной отрасли.

Высокотехнологичная отрасль

О том, как изменился подход к образованию в сфере лесного хозяйства, мы беседовали с директором техникума Сергеем Мельником.

- Сегодня на первый план выходит компетентность специалиста. Те требования, которые выдвигает работодатель, и тот уровень выпускников, что был раньше, не соответствуют друг другу, поскольку лесная отрасль уже не та, что была лет 20 назад, она высокотехнологична, - считает Сергей Андреевич. - Самое главное, что мы со своей стороны должны сделать и уже делаем - создать условия, чтобы будущий специалист владел современными информационными технологиями.

Пока в нашей стране подобные учебные учреждения не готовы к этому. Здесь нужно менять всю образовательную систему. В первую очередь это касается требований к преподавателям. Кроме того, низкое качество подготовки выпускников обусловлено не только слабой материальной базой, которой располагают учреждения, но и тем, что на предприятиях лесной отрасли не всегда есть возможность пройти полноценную практику.

- Чтобы решить эту проблему, сейчас мы создаем попечительский совет нашего лесотехникума, куда войдут все наши предприятия-партнеры, участники Союза лесопромышленников,- продолжает Сергей Мельник. - Это мощные лесоарендаторы, которые наращивают объемы своих производств и сами заинтересованы в квалифицированных кадрах. В ближайшие годы только одному из них потребуется порядка 5000-6000 новых специалистов.

Расширению спектра образовательных программ Томского лесотехнического техникума способствовало и то, что с 1 октября 2013 года департамент лесного хозяйства Томской области стал учредителем учебного заведения. С прошлого года в техникуме ведется разработка основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) для открытия новой специальности «прикладная информатика в лесной отрасли», которую сейчас готовят к лицензированию.

- Сегодня информационные технологии применяются везде, и лесная отрасль - не исключение. Поэтому первый набор по новой специальности будет, думаю, уже в этом году, - сообщает Сергей Андреевич. - Это увеличит набор студентов в техникуме в целом. А также позволит нам выпускать специалистов, которые смогут работать с ГИС - геоинформационными системами, а также базами «Аверс», «РИС», «АИС ГЛР», что сейчас только начали устанавливать в лесничествах. Лесник должен быть с информационными технологиями на «ты», потому что без этого невозможна организация производственной деятельности ни в одной лесоустроительной экспедиции.

Системный подход

На сегодняшний день в Томском лесотехническом техникуме обучается около 400 очников, 250 заочников. Наиболее популярные специальности: «лесное и лесопарковое хозяйство», «экономика и бухгалтерский учет», «технология деревообработки», а также «технология лесозаготовок» и «техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования». Учащиеся в основном из районов области, но сюда также приезжают учиться из Новосибирска, Красноярского края, несмотря на то, что в регионах есть свои подобные образовательные учреждения.

Главную роль во всем образовательном процессе играют преподаватели. Сегодня в штате работают 37 человек, 27 из них - моложе 40 лет, 5 человек - кандидаты наук.

- Мы ведем постоянную работу по поиску кадров, но требования к педагогам у нас высокие. Преподаватель должен быть проектировщиком программ, разработчиком всего междисциплинарного курса, а на такое не каждый способен,- резюмирует директор лесотехникума. - Благодаря нашим талантливым преподавателям мы смогли освоить проектирование он-лайн курсов и внедрить новое направление - он-лайн курсы, новые образовательные технологии в систему повышения квалификации работников лесной отрасли.

Дистанционные курсы появились в мае 2013 года, и их уже освоили более 100 человек, в том числе из отдаленных районов области и других регионов, которые подтвердили свою квалификацию, успешно сдав традиционный экзамен. Самым популярным направлением стало «организация тушения лесных пожаров», которое позволило подготовить специалистов по всему Сибирскому региону, где борьба с природной стихией должна быть на высшем уровне.

Существуют курсы для студентов техникума и для работающих специалистов. Весь учебный процесс осуществляется с помощью информационно-коммуникационных технологий. На платформе «Moodle» размещены он-лайн курсы, дидактическая инструментовка которых позволяет обучающимся организовывать самостоятельную работу как в учебной аудитории, так и дома.

- Еще одно наше направление - это деятельность лесных IT-школ, - дополнил Сергей Мельник. - Мы разработали 3 профильных компьютерных дистанционных курса для организации профильного обучения школьников по лесному направлению, которые с пользой внедряют в муниципальных школах. Так, благодаря этому Клюквинская школа Верхнекетского района участвовала в областном конкурсе, вошла в 30-ку лучших областных учебных общеобразовательных заведений и получила премию от областной администрации на 600 тысяч рублей за внедрение инноваций.

Однако самое главное, по словам Сергея Андреевича, то, что дети учатся уважительно и бережно относится к лесу. Формирование личности начинается с детства. Именно такая многопрофильная, целенаправленная и комплексная работа по подготовке будущих лесников поможет вывести наше лесное хозяйство на новый уровень.

Комментарии

Наверх