Кто является главным врагом российских инноваторов

25 Февраля 2014
Кто является главным врагом российских инноваторов

На роуд-шоу российских институтов развития Russian Startup Tour 2014, прошедшем в Томске 25 февраля, нам удалось поговорить с Евгением Кузнецовым, директором департамента стратегических коммуникаций ОАО «РВК». Евгений рассказал нам о том, что не так в головах инновационщиков и о том, что опыт неудач очень важен.

Евгений Кузнецов: Главный враг российских инноваторов - это очень неправильная картина мира. Они представляют себе, как можно реализовать свой интеллектуальный потенциал по шаблонам в лучшем случае 50-летней давности, а то и вообще по некоторым извращенным представлениям. В риторике наших изобретателей можно услышать слово «финансирование». Финансирование - это всегда что-то невозвратное , что не подразумевает четкого представления о результате и сроках его достижения. Сейчас говорят об инвестициях. А инвестиции - это очень конкретная история. Это некий набор шагов, который ты должен выполнить, чтобы получить определенные деньги и результаты. Причем инвестор, особенно венчурный, понимает, что результат может быть и другим, и компанию придется переделывать по ходу истории. И очень много компаний буквально перестраивались, в том числе меняли свой продукт в ходе инвестиционного цикла. Разработчик должен перестать быть просто технарем и начать мыслить категориями бизнеса, он должен собрать команду, в которой будет или лидером, или найдет партнера, который владеет бизнес-компетенциями. В подавляющем большинстве компаний стартапов в Америке, считающейся для инновационного бизнеса самой хорошей экосистемой, разработчик не является генеральным директором. Генеральным директором становится кто-то, кто имеет опыт создания подобных компаний. В России, как правило, разработчик хочет сам тащить свой бизнес, и его потолок незнания «как бизнес работает» очень часто этот бизнес хоронит. В Америке средний возраст стартапера - от 40 лет. Это люди, которые уже решили свои базовые жизненные проблемы, и которые хотят реализоваться в каком-то более ярком качестве, чем работа по найму. В России есть крен в сторону молодежи и в сторону самозанятости, т. е. нет работы. И человек решает: попробую стартап сделать. Это, конечно, возможный вариант, но не самый эффективный. Намного полезней, если ты накопил опыт в бизнесе, накопил опыт работы в центрах разработки крупных институтов и, делая следующий шаг, делаешь стартап.

В России принято считать, что в стране есть дефицит денег. Но это не так. В России сложился феномен так называемого перепредложения денег. Проблема вот в чем. То, что в России называется проектом, это еще не компания, в которую можно инвестировать. Я говорю о разнице между замыслом и реализацией. Проект - это когда у людей есть техническое решение, и они хотят с ним что-то сделать. Бизнес - это когда эти люди у себя в голове создали правильную картину всех процессов (как они это будут делать). Это в определенном смысле ментальная проблема, но потихоньку она сдвигается. За последние несколько лет число инвестиционно пригодных стартапов выросло в несколько раз. В 2013 году был резкий всплеск стартапов, получивших первичное грантовое финансирование, т. е. это такие стартапы, которые уже готовы становится бизнесом.

Надо знать, что даже в венчурном фонде, который старается отбирать лучшее, действует правило 3:3:3:1. Три компании гарантированно разоряются, три компании - что-то около нуля, три компании дают умеренный рост, одна компания дает очень большой рост, выстреливает и окупает убытки. В обычной жизни из первычных замыслов до рынка доходят и выживают одна из 5-10. Считается, что успешный стартап может сделать команда, которая до этого пару раз потерпела неудачу. Опыт неудач очень важен — ошибки учат лучше всего. Люди понимают, на что они способны, а на что нет, что они могут на себя взвалить, а что нет. Без опыта неудач ни у кого не получалось, даже у самых великих.    

Комментарии

Наверх