Инноватор и инвестор как жених и невеста
25 февраля в Томске состоялось роуд-шоу российских институтов развития Russian Startup Tour 2014. Молодые томские ученые и авторы инновационных проектов получили возможность встретиться и получить оценку своих проектов от авторитетных экспертов в технологическом предпринимательстве и венчурном инвестировании. Олег Баранник -один из таких людей, директор по маркетинговому продвижению Startbase, рассказал нам о своем представлении проблемы, существующей между инноваторами и инвесторами.
Олег Баранник: Во всех стартапах есть две возможные ситуации - либо он выстреливает, либо нет. Когда выстреливает — все понятно. Рассмотрим ситуацию, когда он не выстреливает. Он может не выстрелить потому, что технология, лежащая в его основе, оказалась некорректна. Например, стартапер думает, что изобрел вещество, которое позволит аккумулятору в нашем телефоне неделю работать без подзарядки. Вещество получилось неплохое, но нужного результата не дало — это случай, когда технология некорректна. Второй вариант: когда технология правильна, но правильная технология - это еще не бизнес. А в бизнес она не превратилась, потому что ребята-создатели пока не совсем корректно выстраивают отношения с представителями инвестиционного сообщества. Они не видят ничего, кроме той формулы, которая у них в голове. Гениальную идею нужно правильным образом донести до инвестиционного сообщества. Зачастую это является определяющим для получения инвестиций. Парадокс российской инновационной экономики в том, что есть инноваторы, которые утверждают, что не могут найти инвесторов - «нет инвесторов», а есть инвесторы, которые говорят, что «нет идей», куда бы они вложили. Есть женихи, есть невесты. Наша функция - повысить процент бракосочетаний на рынке невест и женихов.
Для старапперов. Алгоритм от Олега Баранника «Как представить свою идею инвестору».
Во-первых, вы должны показать инвестору следующую вещь: вы должны прийти и сказать: вот есть люди, которые каждый день сталкиваются с такой-то проблемой, и есть способы решения этой проблемы. Ни у кого не получается ее решить или получается, но так себе, или получается, но дорого. А вот мы посмотрели и поняли, почему у остальных не получается, в чем корневой недостаток. Вы его нашли и на основании выделенного недостатка сформулировали собственный ответ — «я знаю, как этот недостаток преодолеть». Тогда инвестор сидит и думает: ведь действительно эта проблема в мире есть. Но важно не говорить, что никто ее не умеет решить кроме вас, сомнительно, если в мире миллионы людей и у всех не получилось кроме вас. Вторым шагом вы говорите, что те, кто решали — молодцы, но не учли один момент, что, например, земля круглая. И третьим шагом вы сформулировали свое решение, как ответ на вопрос: — я знаю как это сделать, как преодолеть недостаток и решить проблему.