Художник - лжец, искусство – правда

24 Октября 2008
Художник - лжец, искусство – правда

Новая выставка Леонтия Усова вызвала в Томске небывалый ажиотаж

 

В нынешнем октябре у посетителей Томского художественного музея душа ликует и радуется. Вдобавок к постоянным экспозициям музея сначала открылась удивительная выставка художника Рафаэля Асланяна, а затем состоялся вернисаж не менее изумительный под названием «Леонтий Усов. 27 мгновений…».

«И птичка вылетает»

Работы этих искусников хорошо знакомы томичам и у многих из них в почете. И все же, судя по наплыву зрителей, наши горожане успели соскучиться по их выставкам. А тут еще в лице первокурсников прибыли новые почитатели, и в еще большей степени - как это с советских времен заведено - почитательницы. Да и то сказать, в том же художественном музее персональная выставка у Леонтия имела место быть четыре года назад, а в краеведческом – еще во время томской встречи Владимира Путина и Ангелы Меркель.

Долго не выставляться художнику ну никак нельзя, да и, честно говоря, не хочется. Тем более что скульптора Усова в местном рейтинге вот-вот обойдет его соратник Олег Кислицкий. Друзья-то они, конечно, друзья, но тем не менее соревноваться труженикам нимало не возбраняется. Между тем имя Кислицкого кругом на слуху. Олегом нынче возмущены как малые дети, так и власть предержащие. Малыши обожают его «Домовенка» на Мичурина и поражены «Ребенком, найденным в капусте» возле первого роддома. (Мало того, что дядя Олег не знает, откудова и как берутся дети, так еще будущих пап и мам сбивает с пути правильного!).

А властные структуры недовольны вследствие всего этого тем, что младенцев на свет божий является все же меньше, чем хотелось бы. Как бы они при этом, бедные, в поте лица своего ни старались улучшить материнский капитал.

Если по правде, то Татьяну Пичугину и Вячеслава Гребнева в данном случае мало трогают какие-либо рейтинги. Все очень просто: девять месяцев назад они познакомились с Усовым в его известной мастерской, и, по их искреннему признанию, скульптор от души зарядил обоих созидательной энергией. Хотя по официальному положению в фотомире Вячеслав Гребнев всего лишь любитель, возникшей энергетической смеси усовско-гребневского мастерства с избытком хватило на длинный ряд фотосессий. Птичка из аппарата Вячеслава вылетала исправно и мастерски, а снимки вышли лучистыми, искренними и художественными. Синергетика!

Из полученной энергосмеси немало перепало и на долю жизнелюба Татьяны Пичугиной. Надо сказать, что в стремлении как можно лучше отвечать имени Татьяны-устроительницы она с удовольствием участвует в проведении фестиваля «Томская книга», Томского карнавала и Большого Праздника Книги. Татьяна горит желанием сделать все возможное, чтобы в нашем университетском городе уверенно шли в рост позитив и положительные эмоции. Нынче в тандеме со Светланой Беляевой Пичугина решила дать возможность всем желающим побывать в мире усовских образов.

Грамотный менеджмент устроителей родил целое созвездие меценатов-поклонников. С их деятельной помощью на пороге второго выставочного зала зритель легко ступает… в буквальное и разом виртуальное зазеркалье. Из него взору зрителя внезапно открываются: он сам, зритель, в многократных отражениях и диковинные усовские творения, а среди этой невидальщины два автопортрета самого Леонтия. Один, представьте себе, «в ботинке», а другой весь утыкан всяческими заморочками и имеет чудное название «Автопортрет моего мозга». Уж и не знаешь, в дар эдакое автору дано или в наказание.

Дотошному зрителю мало того, что можно погладить скульптуры из теплого кедра пальчиками, так ему еще нужно дойти до самой сути и нащупать отправную точку сотворения. Идя навстречу, устроители выставили в преддверии выставки «почеркушки» Леонтия Усова. Так мастер называет свои эскизные наброски будущих созданий. Легкими штрихами он наносит на бумагу все, что Муза шепчет ему бессонными ночами или во время пробежки по загородной роще. А дальше простое дело техники – долби себе по дереву и отсекай все лишнее. Вместе с фотоработами Вячеслава Гребнева «почеркушки» Леонтия легко и непринужденно вводят зрителя в загадочный процесс усовского творчества.

В одном ряду с Шекспиром и Моцартом

27 мгновений из названия выставки, конечно, не те 17 весенних, что были у Тихонова-Штирлица, но тоже задают интригу. Скажем, своему «Телефону» Усов придал преогромный разинутый рот с изогнутым, как у змеи, языком-жалом. Поди сообрази теперь, чего это так телефон надрывается – от бурной радости или от восторга дикого. «Адам» у Леонтия вылепился в слишком больших годах и столь глубокомысленным и маловожделенно взирающим на плод познания, что в голове невольно рождается тьма версий на провокационную тему. Да и свой скульптурный «Узел» Усов завязал таким причудливым способом, что из него тут же возник и завязался новый - тугой и крепкий. Спрашивается, чего же тут больше - предостережения или отчаяния?

Библейский «Гефсиманский сад» с первоапостолами настраивает зрителя на прискорбные думы о вере и предательстве, что выпадают нам по жизни на долю каждого. Изящная скульптура «Путь наверх» зовет строить карьеру уверенной поступью, но предупредительный «Путь вниз» тут же советует ни в коем случае не терять на лестничных маршах концентрацию.

На выставке экспонируется калейдоскоп рисованных портретов, известных читателям по альбому «Томичи глазами Леонтия Усова» (2004 год). На первый взгляд эти, как называет их сам скульптор, «стружки», то бишь почти что отходы скульптурного производства, кажутся «фоновой застройкой» заключительного зала выставки. Ан нет, приглядевшись внимательней, понимаешь, что знаменитые (и за компанию с ними - совсем незнатные) томичи с рисованных портретов вписываются в один ряд не с кем-нибудь, а со скульптурными Адамом, Микеланджело, Леонардо, Шекспиром, Дон Кихотом, Моцартом, Веласкесом, Дали, Гоголем, доктором Чеховым, Игорем Северяниным, Борисом Пастернаком, Юрием Никулиным и Львом Дуровым.

Рисованный ряд томичей уверенно простирается по музейным стенам - от бомжа Алексея до экс-президента Михаила Сергеевича. Для нетомича Горбачева здесь было сделано заслуженное исключение. Во-первых, он однажды бывал в гостях у Леонтия и восхищался его творениями, а во-вторых, его портрет, как и все сегодня выставленные, всегда красуется на стене в мастерской томского скульптора. Знай наших!

Мало кто из читателей «Буфф-сада» не знает, что бывший драматический актер Усов не брезгует громкими скандалами вокруг своего имени и сокрушается, что их все меньше и меньше на его долю приходится. Хвалить его за это не станем, а скажем о том его произведении, которое поначалу воспринимается экспонатом из скандального ряда. А на поверку превращает Усова из последователя Сальвадора Дали в продолжателя скребущих томскую душу отзывов Антона Чехова. Устроители долго не знали, как поступить - выставлять эту работу или припрятать от греха подальше. И все-таки, поняв усовскую метафору, они выставили на задворках скульптуру, изображающую ту часть тела, которую не то что не обнажают, но в приличном обществе ею и к собеседнику-то не поворачиваются (чего, правда, нельзя сказать о любвеобильных дамочках). Скульптура снабжена нейтральным названием «Ничего личного» и лукавым авторским лепетом – эта, мол, пресловутая часть не менее важна в человеке, чем сама его голова садовая. Спорить с автором дело практически бесполезное, он человек зело уверенный и твердокаменный. Но справедливости ради признаем, что, пожалуй, Леонтий Андреевич в чем-то прав: подобная иерархия ценностей нет-нет да и проглядывает, на нашу беду, в нынешнем обществе. Художник - лжец, но искусство - правда, как сказал Андре Моруа.

«Я вас на перетяге видела!»

Развешанные по всему городу афиши «Леонтий Усов. 27 мгновений…» сотворили не лишенному тщеславия скульптору новую волну признательности. Пошел он на днях покупать любимые пышечки, а продавец чуть в обморок не хлопнулась, живьем увидев у своего прилавка постоянного покупателя и моментально идентифицировав его с усатым красавцем с афиши. «Ой-ей, а я вас вчера на перетяге видела! Вы на въезде в город висите и у Дворца спорта на легком ветерке колышетесь!».

Свою лепту в рост потока посетителей выставки неожиданно привнесли журналисты и сам губернатор Виктор Кресс. Отвечая недавно на вопрос московского корреспондента, губернатор подтвердил, что усовский памятник Чехову возле местного «Белого дома» служит местом поклонения народных масс, преисполненных надежды и счастья. При этом Виктор Мельхиорович добавил, правда, что не все томичи преклоняются, есть, дескать, мягко говоря, не согласные с Леонтием. Но согласитесь, дорогой читатель, подобный разнобой в мнениях на деле только увеличивает интерес к памятнику, притязающему быть одним из исторических брендов Томска.

Среди новых работ Усова на выставке представлен в гипсе его совместный труд со скульптором Владимиром Романовым. Фигура эта являет собой томского рудознатца Федора Еремеева и вскоре появится возле политехнического университета. На совместном счету скульпторов значатся памятники императрице Марии Александровне в городе Мариинске и «Болельщик» на трибуне стадиона «Труд». Несмотря на волны неумолимо накатывающегося на страну мирового кризиса, выставка «Леонтий Усов. 27 мгновений…» работает в Томском художественном музее по 30 октября включительно. «Жизнь – это миг…», вы все, наверное, помните?

Наверх