Газокосильщики

23 Декабря 2013
Газокосильщики



Следующий год обещает быть для «Газпрома» тяжелым: правительство запретило госмонополиям повышать цены для промышленности и сильно ограничило рост цен для населения.

Кремль, между тем, предоставил скидку на газ Украине, что при существующих объемах поставок обернется для «Газпрома» прямыми убытками в пять миллиардов долларов. Не исключено, что возмещать ущерб придется россиянам: во всяком случае, в правительстве уже поддержали «Газпром» в его многолетней борьбе с должниками, в том числе с Чечней, которая долгов перед компанией не признает.

О колоссальных долгах регионов за газ в начале декабря вспомнил премьер-министр Дмитрий Медведев. По его словам, всего «Газпрому» и его дочерним предприятиям субъекты федерации задолжали сто миллиардов рублей, из которых на Северо-Кавказский федеральный округ приходится половина. В основном просрочка по оплате газа возникла не у компаний, а у простых людей: из общероссийской задолженности населения в 44,8 миллиарда на Северный Кавказ приходится 36 миллиардов. При этом премьер-министр выделил Чечню: республика, по его подсчетам, задолжала аж 28 миллиардов рублей.

Реакция лидеров республик Северного Кавказа на критику была мгновенной и на удивление жесткой. Наиболее экспрессивно, как обычно, высказался глава Чечни Рамзан Кадыров. По его словам, все цифры, «которые там озвучивают», необоснованны, так как Чечня просто не могла потребить столько газа, чтобы задолжать такую огромную сумму. Кадыров добавил, что такие долги могли бы возникнуть у «пяти республик с заводами, которые были у нас раньше», но никак не у одной современной Чечни. Наконец, Кадыров отметил, что долг мог образоваться в те времена, когда Чечня была де-факто независимой, а все долги тех времен должны быть аннулированы.

На несправедливость оценки премьера посетовали также руководители Карачаево-Черкесии и Северной Осетии. Президент КЧР Рашид Темрезов заявил, что Северный Кавказ платит за газ как минимум не менее исправно, чем другие регионы. Лидер Осетии Теймураз Мамсуров обобщать не стал, ограничившись своей республикой. По его словам, Владикавказ более чем на 100 процентов оплачивает счета по электроэнергии, так что в претензиях по поводу газа никакой логики нет.

Тем не менее, если посмотреть на действия республиканских глав до совещания с Медведевым, можно увидеть, что проблему они вполне осознают. К примеру, президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров еще в сентябре в резкой форме раскритиковал неплательщиков, заявив, что если они не хотят платить за газ, «пусть отапливаются дровами». Он также признал, что неуплата происходит от безнаказанности, так как никаких серьезных шагов по истребованию с населения или предприятий долгов власти не предпринимали.

Да и в самой Чечне, когда речь не идет о выносе сора из избы наружу, к проблеме неплатежей относятся не так уж благодушно. К примеру, в ноябре в республике начались рейды по сбору коммунальных платежей — за 10 дней собрали 25 миллионов рублей. Тогда, правда, не сообщалось, шла ли речь о физических лицах или обо всех категориях потребителей вообще.

В отчете Газпрома, посвященном поставкам газа на внутренний рынок, говорится, что в 2012 году компания смогла возбудить в отношении неплательщиков почти четыре тысячи уголовных и административных дел, но вернуть благодаря им удалось лишь 85 миллионов рублей.

Если Медведев обратил внимание только на неплатежи северокавказских республик, то сам «Газпром» уже многие годы твердит не только о долгах, но и о воровстве газа. В частности, в ноябре представители корпорации публично объявили, что в распределительных сетях республики пропадает почти половина отправляемого ей газа. Ну, а если потребитель неизвестен, то, соответственно, и долги требовать не с кого.

По данным «Газпрома» от начала 2013 года, уровень платежей в среднем по стране составляет 95 процентов, на Северном Кавказе — 77,4 процента, в Чечне — 65,5 процента (и это при том, что за год ситуация улучшилась на 23,4 процентных пункта). По состоянию на начало октября оплата Чечней газа выросла до 87 процентов, но с поправкой на пропажи газа этот показатель составил 47 процентов. Только население задолжало компании, по разным данным, от 1,1 до 1,9 миллиарда рублей, и это при том, что тарифы на топливо для Чечни у «Газпрома» являются льготными даже по сравнению с соседними регионами. Если предположить, что долги накапливались в течение нескольких лет в сравнимых количествах, получится, что основная часть долга сформирована вовсе не в 90-е годы, как говорил Кадыров, а в 2000-е.

Согласно расследованию, которое провел блогер Максим Авербух, потребление газа в Чечне на душу населения более чем в два раза превосходит показатель Дагестана и более чем в три раза — средний по России. По его мнению, потребление в Чечне просто переписывают на физлиц, которые все равно толком не платят, а куда при этом на самом деле уходит газ, остается загадкой. Да и вообще весь газораспределительный сектор (в той же Чечне полностью построенный за счет федеральных средств) в регионе выглядит абсолютно непрозрачным. При этом пойти на жесткие меры — например, на отключение газа — «Газпром» на Северном Кавказе решиться не может: для этого требуется политическая санкция.
С юга на север

Северный Кавказ — не единственный регион России, в котором «Газпром» недополучает часть средств. «Межрегионгаз», дочернее предприятие монополии, на своем сайте регулярно отчитывается об отключении должников от трубы, но иногда это приводит к неожиданным последствиям.

Так, в Мурманской области, которая задолжала 170 миллионов рублей (сравнительно немного по сравнению с Чечней), в сентябре ситуация обострилась до того, что в самом Мурманске отключили Вечный огонь, о чем сразу же сообщили центральные СМИ. «Мурманоблгаз», осуществляющий непосредственные поставки в регион, обвинял в сложившейся ситуации население, так как из-за неплатежей ему было нечем расплачиваться с поставщиком.

Особенностью Мурманской области является отсутствие газопроводов, то есть газ поставляется в регион в основном в сжиженном виде. Помимо прочего, это означает, что «Мурманоблгазу» приходится оплачивать каждую партию отдельно, и поэтому поставщикам относительно легко «отключить» область от сырья, просто прекратив отправлять в регион цистерны с газом.

Тариф на газ в России формируется правительством и состоит из трех частей: оптовой цены, тарифа за транспортировку и платы за услуги сбыта. Оптовая цена устанавливается в зависимости от пояса, которые в свою очередь дифференцируются по расстоянию прокачки. Тарифы на транспортировку рознятся по отношению к восьми разным группам потребителей. Эти же группы учитываются и при оказании услуг сбыта на местах.

В отключении Вечного огня обвинили гендиректора компании Александра Черненко, который в итоге лишился должности, но у конфликта, помноженного на нежелание «Газпрома» подключать область к трубе, были и гораздо более далеко идущие последствия. Так, Мурманск предварительно договорился о закупках газа с 2017 года... с Норвегией. Иными словами, целый субъект федерации в стране с богатейшими запасами природного газа вынужден будет покупать топливо за рубежом.

В ноябре «Межрегионгаз» начала принимать меры и в отношении Кемеровской области. В сибирском регионе задолженность в этом году превысила 700 миллионов рублей, причем 90 процентов этой суммы пришлась на одну из местных ТЭЦ, которая отапливает завод «Евраза». Власти пообещали структуре «Газпрома» вмешаться в ситуацию и выбить долги из неплательщиков.

Более мелкие истории о неплатежах можно найти в большинстве регионов России. При этом в целом население сейчас платит за газ гораздо лучше, чем, скажем, 10-15 лет назад, — и никакое увеличение тарифов не мешает дисциплине россиян. Ситуация, наверняка, изменится с замедлением темпов роста ВВП до почти нулевых, и в этом смысле показательное выступление Медведева выглядит как предостережение не только Северному Кавказу, но и всем потребителям газа в стране.

Источник: http://www.lenta.ru

Комментарии

Наверх