Гарик Мартиросян: «Комеди Клаб» вполне может обойтись без мата!

19 Апреля 2007
Автор: Денис Корсаков Фото: канала ТНТ. Гарик Мартиросян: «Комеди Клаб» вполне может обойтись без мата!

Гарик Мартиросян - интеллигентный человек 33 лет от роду - был капитаном команды КВН «Новые армяне», а потом стал звездой «Комеди Клаб». У него врожденное безупречное чувство юмора (как бывает врожденная грамотность); в «КК» он создал несколько истерически смешных миниатюр, с ходу убрав большинство телевизионных юмористов-конкурентов.

С недавнего времени он ведет на Первом канале программу «Минута славы» - очень милое (и на данный момент самое рейтинговое в стране) шоу. На сцену выходят удивительные люди из разных регионов России, чтобы показать свое мастерство в дрессировке нутрий, исполнении романсов или усыплении куриц силой взгляда. Гарик смотрит на участников и комментирует их действия ласково-ласково. По образованию он психотерапевт, так что удивляться такому стилю ведения программы не приходится.

Дрель в носу - это еще не диагноз

- В «Минуте славы» на сцену иногда выходят очень странные персонажи. Кто вам показался самым неадекватным?

- Я не вижу никаких странностей! Наоборот, общее поведение участников с точки зрения психологии совершенно нормально. В каждом человеке живет ощущение, что он должен добиться чего-то серьезного, причем не в масштабах микрорайона, а в масштабах страны. Вот он и приходит к нам, а мы даем ему шанс показать свои умения.

- Ага. А потом на сцену выходит человек с включенной дрелью и засовывает ее себе в нос...

- Мужчина, о котором вы говорите, вполне адекватен. Да, он совал в нос дрель и протыкал иголкой щеки, но он же готовился к этому трюку, долго и упорно тренировался. На Востоке вон сколько умельцев протыкают себе щеки, их показывают по телевизору - и никто не возмущается! Если этот участник считает, что совершил нечто выдающееся, раз он нашел в себе смелость так играть с дрелью, а потом приехать в Москву и выступить перед камерой - я отношусь к нему с уважением. Я бы так не смог.

- Кто из участников вам больше всего запомнился?

- Ну, гм... Нет, не смогу ответить. Я сразу вспомнил парня из Армении, который мгновенно считал количество букв в предложении, потом - двухлетнего мальчика, который в уме умножал цифры, потом одного фокусника, потом каратиста... Я вам сейчас перечислю человек пятьдесят. Да все уникальны - даже те, кто показывал, казалось бы, чушь и ерунду! Даже бабушка, которая вышла на сцену и изображала ртом гавайскую гитару. Представляете, каким надо быть человеком, чтобы в таком возрасте валять дурака - в хорошем смысле - перед всей страной?!

Какой ты негодяй, водитель троллейбуса!

- На Первом канале вы еще выступаете в «причесанной» версии «Комеди Клаб», которую я, например, не могу смотреть: не смешно. И возникает ощущение, что все миниатюры резидентов кастрировали. Согласитесь, когда из монологов Галыгина выбрасывают слово «сука», вместе с ним пропадает что-то очень для этого монолога важное.

- Именно поэтому монологов Галыгина, в которых звучит слово «сука», на Первом канале нет. Там отбираются только те миниатюры, которые можно показать по центральному телевидению после программы «Время». Это вообще не «Комеди Клаб», а принципиально иной продукт, он даже называется по-другому - «Комеди на Первом». Но есть номера, которые дошли туда во всей своей жесткости и резкости.

«Комеди на Первом» сейчас ругают, но вспомните, что творилось, когда «Комеди Клаб» начал выходить на ТНТ. После трех-четырех выпусков у многих сложилось убеждение, что ничего хуже на телевидении нет и быть не может. Но со временем люди начали вглядываться в передачу и понимать: кроме слов, которые иногда употребляет Галыгин, в ней есть нечто большее.

- Галыгин и прочие резиденты почти всегда употребляли ругательства к месту, и получалось весело.

- Ну да, ругательства эмоционально усмешняют ситуацию. А потом, мы же стараемся быть ближе к жизни. Если ногу тебе переехало колесо троллейбуса, ты же не будешь говорить: «Ой-ой-ой, как мне больно! Какой ты негодяй, водитель троллейбуса!» Ты выразишь свои чувства несколько иначе...

Но вообще-то нас начинает злить, что в резидентах прежде всего видят матерщинников. Ругательства - не суть и не соль «Комеди Клаб». Я, например, практически не употребляю таких слов, а мои выступления тоже смешные. По-моему, все ребята уже понимают, что им можно обходиться без нелитературных выражений, а юмор сохранится.

Причем учтите, что на улицах Москвы мат звучит в сто тысяч раз чаще, чем в любом «Комеди Клаб» мира. Это давно стало частью культуры речи: матерятся не только сапожники, но и вполне приличные, интеллигентные люди. Если бы мы отражали жизнь во всей ее полноте, «Комеди Клаб» состоял бы из одного беспрерывного мата. Ни в одной стране мира он не развит так, как в России!

- Извините, но у Тарантино персонажи только матом и разговаривают.

- Да, но английское fuck звучит не так резко. В фильме Скорсезе герои сто раз могут воскликнуть «Fuck!», и это никого не покоробит, а фильм потом получит «Оскара». Это все равно, что у нас в телепередаче сказать «Блин!». А в русском языке слова, аналогичные, казалось бы, «факу», звучат очень выпукло и объемно. И воспринимаются как табу - пусть даже на улицах это табу нарушается сплошь и рядом.

Дубовицкая? Какая Дубовицкая?

- Чем отличаются аудитории «Комеди Клаб» и, например, «Кривого зеркала» или Регины Дубовицкой?

- Если честно, я не представляю себе, что за передача у Регины Дубовицкой. Я просто никогда не смотрел. Дубовицкая, насколько я понимаю, даже не юморист, а ведущая?

- Ведущая многочасового концерта, на котором люди очень плоско и не смешно шутят. «Аншлаг» называется.

- Нет, мне о ней сложно судить. О Петросяне легче. Когда он был молодой, а я совсем маленький, я смотрел его концерты и очень смеялся. Во что это превратилось потом, я не отслеживал: времени не было.

Но люди ведь говорят о Петросяне и «Аншлаге», а я эти разговоры слышу. Мне показалось, что молодежи юмор, который производят эти передачи, не понятен. Видимо, это шутки для тех, кто постарше, для тех, кто вырос с Петросяном и до сих пор его смотрит. Наше поколение оторвалось от этого юмора и пошло другим путем. И это общий закон. Если «Комеди Клаб» будет выходить через тридцать лет, молодежь 2037 года просто не поймет, кто такой Мартиросян и после какого слова в его монологах нужно смеяться.

Однажды мы с Гариком Харламовым от начала до конца посмотрели «Кривое зеркало», к которому Петросян, кажется, причастен. На мой взгляд, это неостроумная передача. Ты не извлекаешь из нее ни важных мыслей, ни абсурдных идей, которыми ценен юмор. Там нет пружины, которая тебя может завести. Но это мое личное мнение. А у меня гипертрофированное чувство юмора, так что мнение мое в данном случае ничего не значит.

- Гипертрофированное - это как?

- Я смеюсь не над тем, над чем смеется народ. Меня очень сложно развеселить рассказанным в компании анекдотом. Я понимаю, что в теории он смешной, но сижу с грустным лицом. И вовсе не для того, чтобы окружающие сделали вывод: «Да-а, Гарик-то может сочинить и получше!»

- Над чем вы тогда смеетесь?

- Ну, если говорить, например, о кино, я очень сильно смеялся над старым фильмом «Отпетые мошенники» со Стивом Мартином. И совершенно не смеялся над недавней «Розовой пантерой» с тем же Стивом Мартином. Абсолютно тупая, поверхностная, глупая картина! Причем  народ в кинотеатре очень веселился. Все выходили со словами: «Какая легкая и веселая комедия!»

- А «Бората» вы смотрели? («Борат» - комедия про усатого казахского журналиста-дебила, который из своей якобы пещерной страны поехал в США. В прошлом году наделала много шума. - Ред.)

- «Борат» очень смешной, но не за счет отдельных сценок, а за счет образа, который придумал Саша Бэрон Коэн. И за счет того, что он вообще решился сделать такое кино, весело и смело разыграв перед камерой десятки ничего не подозревающих людей. Между прочим, люди, которые думают, что «Борат» как-то унижает Казахстан, совершенно не правы: весь сюжет направлен против Америки и американского образа мышления. А реального Казахстана там нет и в помине. Эта страна выбрана случайно: Борат мог быть албанцем, узбеком, туркменом...

- ...или армянином?

- Конечно! И я бы совершенно не обиделся за свою нацию!

Другое дело, что «Борат» - вообще очень жесткое кино, и Коэн позволяет себе очень многое. Но именно таким образом искусство двигается вперед. В XIX веке Эдуард Мане написал «Завтрак на траве», картину, где обнаженная женщина сидит рядом с одетыми мужчинами, и Европа испытала шок - похуже, чем сейчас с «Боратом». Люди, выходя из картинной галереи, не могли прийти в себя и понять, как такое вообще возможно. А сейчас эта картина считается сокровищем. «Борат», может, не будет считаться шедевром через сто лет, но вполне может дать толчок совсем новому направлению в юморе.

Шутки КВН дорогого стоят

- Говорят, есть цех юмористов, который за деньги сочиняет шутки для юмористических программ - КВН и чуть ли не для того же Петросяна. И будто бы этим цехом заведуете вы.

- Понятия не имею, кто пишет Петросяну, может, он сам... А цех действительно существует, и я не его руководитель - просто один из авторов. Мы долгие годы писали для КВН, но у нас не было вульгарных отношений из серии «Дай сто долларов, а я тебе придумаю шутку». Мы были авторами команды «Утомленные солнцем», но и сами были частью этой команды, переживали за своих друзей. Сейчас я отошел от сценариев для КВН - на это просто нет времени.

- Но опубликованы реальные прейскуранты на шутки для КВН. Они примерно так и выглядят: «Одна шутка - 100 у. е., одна миниатюра - 500 у. е.»...

- Не вижу в этом ничего трагичного. Да, сценарий для КВН стоит денег, и больших, потому что КВН - один из самых сложных жанров. Там на первом месте стоит соревнование: ты всегда должен быть на голову выше соперника. И если команда горит желанием обязательно выиграть, она за деньги покупает шутки у авторов. Но... почему бы и нет? Никто же не стесняется покупать у декораторов декорации, а у костюмеров костюмы. Правила КВН не запрещают привлекать авторов со стороны. А пока ты действуешь в рамках этих правил - побеждай, как можешь.

ШУТКИ РЕЗИДЕНТА 

Лечение наркомании запоями

Недавно в издательстве «АСТ» вышли сборники лучших шуток «Комеди Клаб». Безусловно, они очень много теряют, будучи перенесенными на бумагу. И тем не менее некоторые остались смешными, даже когда из них убрали живые интонации резидентов. Вот несколько шуток Гарика.

* * *

В Москве открыт элитный спецсервис для малоимущих слоев населения. Коротко о прейскуранте:

УЗИ на глаз - 12 рублей. Определение пола методом родов - 25 рублей. Увеличение груди методом вдоха - 16 рублей. Солярий-гриль - 4 рубля час. Нотариальное заверение документов в конторе «Мамой клянусь» - 4 рубля 56 копеек клятва. Лечение наркомании запоями - 50 рублей неделя. Пломбирование зубов жеваными ирисками «Золотой ключик» - 6 рублей зуб.

* * *

Футбол - это древняя английская игра, которая родилась где-то между Ливерпулем и Манчестером и умерла между Калининградом и Владивостоком.

* * *

Криминальная хроника. Посетители боулинг-клубов города Мытищи вздохнули с облегчением: с поличным взят вор-карлик. Он прятался в шарах от боулинга и снимал с игроков перстни и кольца.

* * *

Из российской «Книги рекордов Гиннесса»:

123 000 раз в течение 89 лет сказала слово «нет» старая дева из Калуги Валентина Петровна Шемякина.

Пятьсот семнадцать миллиардов долларов приснилось Глебу Петровичу Житкину из поселка Журавлевка Саратовской области.

377 километров в час развивает на своих «Жигулях» житель Сочи Вартан Мелконян, когда он один и нет свидетелей.

76 355 раз за один вечер сказал фразу «на созвончике» богемный чувачок из Краснодара.

576 млн. литров водки хотел бы выпить Игнат Кирюхин из поселка Мирный.

Источник: Комсомольская правда
Наверх