Чему может научить Россию майдан?
«Здравствуйте, уважаемый!
Судя по вашему эпистолярному жанру, как же вы - то бишь вся великая и единая РФ - нам завидуете, завидуете тому, что мы поднялись с колен, а вы до сих пор на коленях стоите, поскольку ваш великий и всемогущий (а как же - ба, знакомые все лица! - КГБ, МВД, СА и др. структуры) вождь всея Руси «замочит» всех не угодных его режиму. Так что поприсутствуйте на нашем празднике демократии, о которой вам только мечтать и остается. Засим пока!»
***
«Свои гаденькие пасквили ты пишешь, надо признать, с долей здорового сарказма, только сарказм этот от зависти, потому как не Россияне, а Украинцы показали тебе, как надо отстаивать свой выбор. Так что лучше смени тему и напиши о том, что ваша Дума превратилась в XXVI съезд КПСС, который, кроме блеяния «Одобрямс», ничего сделать не может. Это и есть действительная причина, почему у вас в стране кого ни выбирай, а выборы Путина получаются. Или об этом написать кишка тонка? А заставляют писать, как все хорошо в России?»
Это из писем вашему автору от украинских читателей времен первой «оранжевой» революции. Автор уже тогда предрекал кризис так называемой украинской демократии, правда, не столь глубокий и скорый.
Во-первых, я никогда не утверждал, что в России все ой как здорово! Во-вторых, я был бы рад тогда поддержать украинскую революцию, если бы также был опьянен, как мои оппоненты, слащавыми, лживыми голосами «оранжевых». Но я был трезв и прекрасно видел, какие почти неприкрытые фарисеи устроили толкотню и шабаш у трона. Потому не надобно было идти к гадалке, чтобы упредить украинцев о крахе их ожиданий. Ведь за ором «Демократия пэрэможэ!» не стояло ни одного разумного экономического соображения. На что надеялись?!
И теперь я с искренней грустью смотрю на весь сей печальный опыт и пишу вам все то, что вижу.
Юлина харизма как знамя оптимизма
- Вам, шо, какого-то паршивого миллиарда для Лукашенко жалко?! - спросил меня человек с синим флажком на Крещатике. - Лукашенко ж ваш первый брат, он на муки за вас пойдет! А вы... э-эх вы! - махнул человек досадно рукой.
Мне, конечно, миллиарда для Лукашенко, как и для любого хорошего человека, не жалко. «Тем более что миллиард не мой, а Филиппа Филиппыча». И все же, по-моему, дружба за деньги даже хуже продажной любви.
К нашей дискуссии примкнули другие.
- А вы знаете, какие миллиарды «оранжевым» платит Америка?! Юлия Тимошенко, например, по миллиону долларов каждый месяц себе на тряпки, на цацки тратит!
- Так за что же народ у вас эту Юлию так обожает? - спрашиваю. - Пусть не весь народ, - уточняю, - но ведь очень и очень многие!
- А за что народ Пугачеву любит иль даже эту, как ее, ...мать ее, прости господи, Мадонну американскую?! - спрашивают меня и поясняют: - Народ всегда артистов любил, а у Юли харизма! У-ух какая у ней харизма! Ее ж в основном бабы любят, которые в политике, как и она, ни черта не понимают, зато им нравится, как Юлия говорит, как ругается. Типа вот она, истинная украинская дивчина!
- Это кто тут политику не понимает?! - вмешалась женщина. - Чуть что, сразу бабы у вас виноваты! А Юлия, например, телефон доверия открыла. Если кто где взятки берет - звони, и его привлекут куда следует!
- Гы-гы-гы! - ответил мужчина. - Наверное, Юля на том телефоне сама сидела, звонки принимала? Ты назови хоть, кого ты знаешь, которых по телефону за взятки взяли?
- Люди сказывают, что многих так привлекли! А за рождение дитяти восемь тысяч (45 000 рублей) кто дал? Юля дала! Если бы ей не мешали такие, как вы, Юля бы все для народа сделала!
- Плохому танцору знаешь чего мешает?
Подошла какая-то жалкая бабушка и, лепеча чего-то, слезно просила расписаться в каком-то воззвании за какого-то узника совести. Все подмахнули, не глядя, и я подмахнул, потом догнал бабульку, спросил:
- А за что, бабушка, я расписался?
- За вызволение из темницы мученика Григория Грабового!
Тьфу ты, опять меня черт попутал!
- Бабка, прошу считать мою подпись недействительной!
- Спасибо, спасибо, сынку!
Митингуй, не митингуй, все равно получишь...
При виде очередной украинской революции у меня всегда возникает образ блоковской уличной старушки из поэмы «Двенадцать». Помните, старушка глазела на огромный ситцевый плакат с надписью «Вся власть - Учредительному собранию!» и с болью в своем старушечьем сердце все причитала, мол, если б тот ситец да порезать бы на портянки, так это б сколько детишкам портянок можно бы было дать!
Запусти ту бабушку в Киев, ее бы жалостливое сердчишко мигом разорвалось от обилия флагов, плакатов, палаток, полевых кухонь, туалетных кабинок и прочих дорогих атрибутов революционной направленности.
Всякий раз, когда начинается, с востока и с запада идут эшелоны, колонны автобусов с тысячами и с десятками тысяч пикетчиков. Всех накорми, обеспечь хотя бы матрасами и палатками. Представляю, сколько можно тут поиметь с этих дел клеркам, не чистым на руку!
...Человек с лицом Шарикова из «Собачьего сердца» в обветшалых одеждах вышагивал по майдану и, матерясь, размахивал флагом. Флаг как-то вовсе не шел к его лицу. Встретишь такого в ином месте без флага, ни в жизнь не подумаешь, что у этого человека может иметься какая-то политическая платформа.
- Каких политических взглядов вы придерживаетесь, уважаемый? - спросил я заинтригованно.
- А ты хто?! - спросил, в свою очередь, человек.
- Я пресса.
- Я не люблю прессу! - сказал он довольно искренне и зашагал дальше. Потом возвратился и указал на меня скрюченным черным пальцем:
- Если ты пресса, то напиши: обещали заплатить тридцать, а заплатили ...!
Он назвал такую странную меру оплаты, что, полагаю, если б ему заплатили таких единиц и тридцать, вряд ли бы он остался доволен.
Провокация!
- Провокация! - прибежал запыхавшийся человек в штаб-палатку Партии регионов. Затем сбивчиво объяснил, что телевизионщики одного из каналов брали интервью у студентов - представителей «синих» сил. Порасспрашивали то да се, потом их главный, зараза, достал из кармана вот такую пачку американских денег и стал выдавать студентам по одному доллару! Те берут, а эти на камеру все снимают! Дескать, вот как пикетчики гроши зарабатывают!
Штабисты поворчали, но махнули рукой: а что им с этими телевизионщиками делать?!
Я привязал на рукав синюю ленту, отправился и нашел по приметам ту телекомпанию. Предложил им взять у меня интервью. Наболело!
- Я в забое работаю уже двадцать лет, на шахте в Дебальцеве! - рассказывал я на камеру. - Раньше ведь было как - нас, шахтеров, вся страна уважала, когда СССР-то был. У меня одних почетных грамот четырнадцать штук! А теперь...
- Что привело вас сюда?! - перебила чернявая журналисточка.
- Нужда, красавица, отчаянная нужда! И чувство справедливости! Посмотрите, что сделали со страной! Цены растут, зарплаты падают... утром проснешься, и нет уверенности...
- У вас есть какая-то мечта?
- А як же! Я хочу, чтоб Украина...
- Нет, вот личная какая-то ваша мечта.
- А як же! Хочу, чтоб Украина...
- Вы, товарищ, не поняли, может быть, вы мечтаете о хорошей машине?
- Вообще я мечтаю в космос слетать, первым туристом от Украины, но на мою зарплату...
- Зачем вам в космос? Вот, может быть, вы мечтаете о квартире, машине, хотите шубу жене?
- Я очень мечтаю встретиться с академиком Бехтеревой из Петербургского Института мозга.
- Зачем? - журналисточка даже округлила глаза.
- Ну есть у меня к ней вопросы!
- А что вы читаете?
- Читаю «Комсомольскую правду»...
- Скажите, просто читаю газеты, - взмолилась она, дабы не создавать рекламу.
- Читаю газеты, телевизор смотрю, футбол там...
- Спасибо, - сказала чернявая и стала скручивать микрофон, не заплатив ни доллара! Может, я компанию перепутал? Но если вы видели на экране пикетчика с бородой, размахивающего перед камерой далеко не шахтерскими руками, это был я. Не принимайте сие за недобрую шутку. Любой нормальный шахтер на моем месте сказал бы примерно все то же самое.
И в запой отправится парень молодой
- Как она нонеча жись крестьянская? - спрашиваю мужиков, баб на рынке.
Те отвечают:
- Переворот!
И добавляют:
- Ее в рот!
- Пора уж пахать и сеять, а эти опять затеяли! Бери мясо, пока дешевое! Сейчас ведь горючка опять подорожает, корма подорожают, людына опять запьет, особенно молодежь... Уж мы-то знаем!
У мужиков наболело, подбираются к журналисту.
- Вот ты грамотный человек, объясни: на черта нам, простым людям, вся эта демократия? Только затем, чтоб ходить на площадь и глотку драть и знать, что тебя не посадят, не привлекут?! Вот только за ради этого вся Украина столько лет борется и страдает?! Так нам и сейчас поорать-то некогда: встаешь в три часа, ложишься в одиннадцать, а грошей как не было, так и нет. Может, лучше уж пусть советская власть - ЛТП, КГБ и милиция, - но зато знаешь, что всегда сытый и дети не пропадут. Что бесплатно обучат и вылечат! Нет, вы спросите, что больше надо народу: молчать и жить в сытости или орать, но жить в нищете?
Я не спрашиваю, и так все ясно. Вспоминаю старика Вольтера, который говаривал примерно так: «Я могу не соглашаться с вашим мнением, но я готов отдать жизнь за ваше право свободно то мнение высказать». Признаться, украинский опыт отчасти посеял сомнения в моей душе относительно правильности вольтеровского изречения. Неужели весь смысл демократии в том, чтобы малая горстка людей могла бы кричать в рупора все, что хочет, - словоблудить по большей части, как показывает весь наш опыт, зато большая часть населения, у которой потребности в словоблудии нет, вынуждена страдать от политических неразберих?
Украинский провал печально скажется и в России.
Защитники «украинской демократии» все время кивают на Россию: у вас, мол, у лапотников отсталых, доселе поют дифирамбы Путину, а вот у нас, европейцев ...!
Но до украинских демократов - поклонников той или иной власти, которые разве что не целуют прилюдно портреты своих политических кумиров, - нашим, похоже, еще далеко.
Я не злорадствую по поводу украинского провала - в чем меня не раз упрекали «прогрессивные» читатели, - а горько переживаю из своих же практических соображений. Ведь если бы на Украине все делалось по уму и вылилось бы во благо, Россия бы переняла ваш положительный опыт. А теперь, если хотите, вы несколько притормозили и наше развитие.
АНЕКДОТ В ТЕМУ
2008 год. Генеральная прокуратура по результатам проверки деятельности третьего президента Украины предлагает: второго президента представить к званию Героя Украины, а первого президента Украины причислить к лику святых.
Николай ВАРСЕГОВ.
МНЕНИЕ ИЗ ЕВРОПЫ
Украинцам лучше разделиться, пока кровь не пролилась
Александр РАР, директор программ России и СНГ Германского совета по внешней политике:
- Пока на Украине нет демократии. Да, народ может свободно выражать свое мнение, есть свободная пресса, политики реально борются за власть. Но все это называется свобода. А демократия - это когда стороны готовы слушать друг друга и, главное, играют по всем понятным правилам игры. Этого на Украине мы не видим. Причем свобода на Украине перехлестывается с анархией.
Некоторые считают, что России стоит поучиться у Украины. Я с этим не согласен. Ведь менталитет украинцев и русских разный. Украина - это казаки, бунтари, люди, которые испокон веку воевали против султанов, панов и царей. В России же народ всегда ратовал за сильную власть и стабильное государство.
Возможно, я выскажу крамольное мнение, но я считаю, что Украине следовало бы пойти по пути Чехословакии. Волею судьбы две совершенно разные, непохожие провинции бывшей империи стали одним государством. И всем видно, что они не могут жить вместе. Одна часть тянет на Запад, другая - в Россию. Может, сесть и спокойно подумать, а не лучше ли будет людям, вместо того чтобы искусственно удерживать громадную территорию, мирно, без кровопролития разделиться на два государства?