«Если б не зима, воняло б на весь поселок...»
Природу нужно беречь, без нее человек не человек - об этом детям мудрые взрослые говорят с первого класса школы. Но это знание с возрастом рассеивается, а в голове укрепляются более простые и насущные: без денег долго не проживешь, одна брошенная бумажка погоды не сделает, 25 тонн креозота, закопанные зимой недалеко от города, никто не заметит...
Но заметили.
25 ноября жители села Октябрьское почувствовали неприятный запах и нашли на территории котельной большую кучу каких-то отходов. При проверке оказалось, что это - 25 тонн креозота.
Справка. Креозот - бесцветная (иногда желтоватая или желто-зеленая), воспламеняющаяся, труднорастворимая в воде маслянистая жидкость с сильным запахом и жгучим вкусом, получаемая из древесного и каменноугольного дегтя. Представляет собой смесь фенолов, главным образом гваякола и крезолов. Растворим в спирте и эфире. Ядовит. Также горит холодным пламенем. Креозот из каменноугольного дегтя применяется для консервирования дерева (пропитывание шпал, деревянных опор) и предохранения его от гниения.
Была оповещена администрация Ленинского района, проведено совещание с МЧС. Собственника котельной, на чьей территории обнаружили ядовитые отходы, обязали убрать на специальный полигон.
Однако креозот до полигона так и не доехал. 27 ноября появилась информация, что отходы разместили, не доезжая до полигона, на одной из площадок (впоследствии их до свалки все-таки довезли). В этот же день жители Октябрьского обнаружили еще одну кучу отходов - порядка 70 тонн - недалеко от первой. Через некоторое время после появления этой информации в прессе стали поступать звонки от жителей других сел. В итоге около села Воронина в силосной яме, принадлежащей ранее одному из распавшихся колхозов, обнаружили более 1000 тонн подобного вещества. При проверке оказалось, что это тот же креозот, только более жидкой консистенции.
Веществу, найденному в Октябрьском, дали второй класс опасности, а в Воронино - третий, но все захоронения, судя по экспертизам, принадлежат одному производству.
«Яма сейчас принадлежит частному лицу. Вместе с полицией мы опросили владельца. Он пояснил, что к нему обратился директор фирмы «Томск ЭкоСервис», который попросил временно, до февраля, разместить отходы в яме. Правда, непонятно, куда их потом планировали убрать», - пояснил Сергей Трапезников, и.о. начальника областного департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Откуда появились отходы, как заявил Трапезников, выяснили - в области только два предприятия, использующие креозот: Пудовский шпалопропиточный завод и бывший Кузовлевский ШПЗ.
«С первым предприятием мы плотно работали в 2008 году. Знаем их технику, объемы производства. По всем параметрам такое количество креозота, который используют для пропитки деревянных изделий, в частности шпал, там не могло появиться. При этом территория Кузовлевского ШПЗ была продана с аукциона для строительства различных объектов гражданского назначения. Эту землю приобрела ТДСК», - объяснил Трапезников.
В ТДСК пояснили, что на территории завода находились цистерны с креозотом, которые им необходимо было убрать для расчистки территории. По представленным документам выходит, что ТДСК заключил договор с фирмой «Стройресурс», которая должна была заниматься их вывозом. Компания, в свою очередь, заключила договор на вывоз креозота с другими фирмами, в числе которых была и «Томск ЭкоСервис».
Ее директор доказывает, что они не приступали к выполнению работ по вывозу креозота. А по словам владельца силосной ямы выходит, что договаривался с ним о размещении именно директор «ЭкоСервиса», утверждает Сергей Трапезников.
Экологи считают, что в данной ситуации имеет место нарушение правил обращения с опасными веществами и отходами, а это - уголовное дело. Все материалы переданы в СК по Томской области, который займется своим расследованием и накажет истинных виновников. Но уже известно, что административный штраф получат владельцы территорий, на которых были размещены отходы.
«Опасности для людей к настоящему моменту нет. Повезло, что сейчас зима, практически нет запаха. Если бы это произошло летом, то вонь стояла бы на весь поселок», - сказал Трапезников.
Добавим, что отходы из села Воронино пока остались на своем месте, так как силосная яма - хоть и не приспособленное для хранения отходов место, все же лучшее, что есть на данный момент для такого большого количества креозота. Насколько большой вред был причинен почве, можно будет сказать после того, как все отходы будут вывезены. А пока стоит задуматься, все ли залежи были обнаружены или стоит поискать где-то еще? Ведь зима у нас в Сибири - гостья любимая, но все-таки не вечная.