«Двое вышли на рыбалку - уже соревнуются»

24 Декабря 2014
Автор: Александр Болсуновский «Двое вышли на рыбалку - уже соревнуются»

А если этим мужикам еще и современные снасти дать, что тогда будет?!

История рыболовного спорта в Томской области знала взлеты и падения. Она начала отсчет еще на памяти старшего поколения. Все эти события происходили на глазах ветеранов, энтузиастов, которые не оставили своего увлечения. Хотя, говоря о спорте, слова «увлечение» явно недостаточно. Это характер. Одной из самых значимых фигур в рыболовном спорте нашей области был Валентин Жданов (увы, уходят из жизни ветераны), который стоял у самых истоков.

- Рыболовный спорт зародился с соревнований по поплавочной удочке, которые Томскоблохотобщество проводило в конце 70-х. А в 1982 году пришла разнарядка из Росохотрыболовсоюза, где говорилось, чтобы соревнования по рыбной ловле проводились официально, и поручили их организацию и проведение ихтиологам охотобществ. У нас этим занималась Валентина Ерохина, - рассказывал мне Жданов. - Первый раз мы поехали на соревнования в Новокузнецк и вошли в пятерку лучших в зоне Урала, Сибири и Дальнего Востока, что стало пропуском на чемпионат страны. Мы еще толком-то и рыбачить не умели, поэтому прилетели в Ростов как на Луну. В качестве прикорма использовали пшенку. Сварили ее четыре килограмма в кафе у девчонок. Те всерьез подумали, что мы заявились с голодного мыса. Никаких ароматизаторов тогда не знали и не добавляли. Использовали сливочное масло. Накопали червей, кто-то из участников соревнований дал немного опарыша. Плюс мятый хлеб. Из снастей 6-метровый бамбук и два советских перископа.

Установка была одна - чтобы каждый поймал хотя бы по одной рыбке, иначе на команду сразу накладывалось 15 штрафных очков плюс один, то есть всего 16. Ловили на дамбе. Слева от Жданова москвич, справа ленинградец. Бросил кашу, час простоял - ничего не клюнуло. Что делать? И вдруг что-то маленькое блеснуло среди камней метрах в трех от берега. Гольянчик, что ли? Посадил червячка, подбросил туда. Клюнул бычок. Дело пошло. В итоге поймал 25 штук.

Тогда проводились командные соревнования, и пятеро лучших выступали в «личке». Владимир Диченко поймал на опарыша пять плотвичек. Владислав Серюков на свою шестерку поймал их штук двенадцать. Итоговые результаты вывесили на двух листах. Жданов скромно начал читать снизу. Прочел - нет и следа томичей. Перечитал заново - итог тот же. Отошел в сторону, походил - может, вообще дисквалифицировали?.. Однако подошел вновь и принялся за первый лист. Батюшки!.. Томск на четвертом месте. Приходит к своим - те не тешат себя иллюзиями. Однако уже через мгновение помчались убедиться воочию. Действительно, москвичи на первом и втором местах, саратовцы на третьем. Характерно, что саратовец Алексей Збигнев помогал томичам, показывал снасти, делился советами. Зато москвичи ни с кем не общались, уединившись в двух своих комнатах. Жданов случайно услышал обрывок фразы о томской команде: «А если этим мужикам еще и современные снасти дать, что тогда будет?!».

Именно с тех пор на Сибирь стали обращать внимание. В 1984-м объявили, что зимнюю зону будут проводить и в Томске. Местные соревнования организовывала Ерохина, а постоянными чемпионами были члены команды ТПИ. В частности, огромные по массовости состязания были проведены на Курдо.

Поскольку Жданов уже «засветился» в поплавочке, Ерохина попросила: «Иди и скажи ребятам-политехникам, что нужна команда на зону Урала, Сибири и Дальнего Востока». Жданов согласился и пришел к Владимиру Дельве, познакомился с ним и сказал, что надо ехать. Томскоблохотобщество приобретало билеты, давало командировочные, можно взять отпуск без содержания. Дельва сидит и раздумывает: «Ну что, Копылов, я, а кто третий? Кого же взять третьим?.. А вот ты и поедешь с нами!» Вот так и отправились в 1984-м в Тюмень.

Озеро, конечно, для первенства страны в плане рыболовного спорта богатейшее. До четырех метров глубины, и до самого дна стоит рыба. Прикорм бросишь: окунь убегает - боится. В первом туре Копылов лидер в своей зоне, Жданов - пятый, Дельва - шестой. В «личку» попадают Жданов и Копылов. В итоге команда заняла 10-е место.

В следующем году первенство страны снова в Тюмени. Копылов ехать не может. Дельва соображает: «О, возьмем Атоса (псевдоним Носенко)». На состязаниях пять команд из Сибири и десять из Европы. В числе последних «асы» с кормовым мотылем, вольфрамовыми мормышками…

Разжились в Тюмени у одного рыболова леской 0.06, и Дельва сразу стал чемпионом, команда на втором месте.

Потом какой-то провал - никуда не ездили. Поплавочка заглохла вообще. Сколько Жданов не предлагал Дельве, так он за нее и не взялся.

Потом в 1999-м впервые поездка в Новосибирск двумя командами. В 2000-м впервые соревнования в Томске на Самуськах. Жданов с Дельвой к тому времени уже выполнили нормативы кандидатов в мастера спорта. Привлекли молодых ребят, у которых не было разрядов. И все, ожил поплавок. Дельва продолжал усовершенствовать свои зимние удочки. Жданов пробовал организовать молодежь при Томскоблохотобществе. На два занятия пришли, на третье никто не явился. Раз даже в клуб глухонемых с Ерохиной ходили. Кино показывал, лекцию читал. На 4-е занятие никто не пришел. В Доме пионеров объявление повесил. Эффект тот же. Конечно, с детьми тяжело начинать. Это надо делать с более или менее сформировавшимися любителями ловить рыбу со спортивной жилкой, с желанием побеждать.

На озере Яково более десяти лет равных Жданову и Дельве нет. У людей даже интерес к рыболовному спорту начал угасать, ведь им тоже хотелось выигрывать. Жданов настоял: «Давай маленько притормаживать. А Яково нас сгубило. Приехал, нашел точку и давай хлестать, а там всего два метра глубины. На больших глубинах ловить не умеем».

- Человек должен сделать снасть под себя, обловить, притереть, посмотреть, что она делает; понять, как она работает, - не уставал повторять Жданов. - Уметь подготовить луночку, чтобы снасть не цеплялась, мотылька перебрать, какого тебе нужно. Пока весь этот комплекс не отработаешь до автоматизма, побед не жди. А побеждать хотят все и сразу. Мормышку дорогую купил, бур. Потом: как же так?! Надо самому набраться опыта, чаще нужно мелочь ловить и тренироваться. Вот как определить: у тебя рыба сошла - куда стая побежала? Сейчас спрошу - никто не скажет. Вот пять лунок. В одной поклевка - поймал, в двух следующих - нет, и еще в двух есть. Второй круг бежишь. В этой лунке поймал, в той - не поймал, в третьей не поймал и в двух следующих поймал. Третий круг бежишь - так на черта соваться в лунки, где ни одной поклевки не было - время терять. Вот так все это выливается в победные граммы и секунды. Только потом придет везение, а везение - самое последнее дело.

- Дельва бойцом был, скрытный, правда, - говорил Жданов после смерти друга. - Я - холерик, а этот всегда спокойный. Больше половины моих успешных выступлений - это его заслуга. Я в технике плохо соображаю. Вот нож для ледобура: «Володя, подправь». Он в ответ, что все в порядке. Нет, подправь. Все, я уже спокоен. Никогда не шумел, это я могу пойти вразнос. Хлебосол, каких свет не видывал! Если у кого чего нет, у Володи есть все по полной программе. Но подкосила его болезнь…Большая для меня в жизни утрата, на него я мог положиться. Самое главное, что было у Володи - всем скажу, - так это страстное желание ловить рыбу в любом месте и в любом количестве. Наловит, потом раздаст людям. И всегда подсчитает, сколько он поймал, сколько жена. О, у меня на две рыбки больше. Спортивный дух в нем проявлялся даже в простом выезде на Томь. Уникальный человек в этом отношении. Я всегда говорил, что если двое вышли на рыбалку, то уже соревнуются, сами того порой не осознавая: «Как это ты меня обловил?» Сейчас у нас осталось десяток сумасшедших фанатов с характерами. Дельва обеспечил всем, чем мог, в том числе своими удочками. Теперь им продолжать начатое нами…

Комментарии

Наверх