В рамках проекта «Политликбез» нашу редакцию посещают лидеры томских отделений политических партий. На сей раз мы пригласили в гости главу Томского регионального отделения Коммунистической партии Российской Федерации Алексея Федорова. Наследники «руководящей и направляющей силы советского общества» рассказали, что изменилось в доктрине партии, сохранившей прежнее название, но действующей в новых условиях.
- КПРФ - партия, унаследованная нашей страной от другой страны, с другим государственным строем. Что изменилось в вашей доктрине в связи с переменами, а что сохранилось от прошлого?
- Многое изменилось со времен КПСС. Хотя мы ее идеологические преемники и в программе КПРФ записана цель «построение социалистического общества», но ошибок КПСС мы не повторяем. На мой и нашего руководства взгляд, КПРФ - самая демократичная из имеющихся сегодня в стране партий. Решения у нас принимаются только коллегиально. Этим мы отличаемся от КПСС. Все сотрудники работают на общественных началах. Выборы на всех уровнях проводятся гласно. Вступить в партию может любой человек, достаточно рекомендации двух членов партии.
Тезисы нашей программы - национализация крупной собственности, предприятий по переработке природных ресурсов, энергетики, оборонных отраслей. Но по сравнению с прошлым наша партия допускает смешанные формы собственности, а также стремится поддерживать отечественного производителя.
- Каков состав партии?
- На IV съезде народных депутатов, который проходил в Новосибирске и собрал делегатов из более чем 20 регионов, были оглашены данные, что более 50% членов партии - с высшим образованием. В партии много академиков, докторов наук. Один из академиков - лауреат Нобелевской премии Жорес Алферов.
- Есть ли в вашей партии представители крупного и частного капитала? Как вы к ним относитесь?
- Догмы у нас нет. Даже в работах Ленина говорится, что с капиталом можно сотрудничать. Я сам работал коммерческим директором. Много предпринимателей помогают нам. Знаете, не все хотят жить за границей. Хозяева крупных предприятий готовы национализировать их или платить большие налоги, но чтобы ситуация в стране была стабильной, а жизнь - спокойной. КПРФ сегодня - единственная оппозиция режиму. В отличие от всех остальных партий мы не являемся «кремлевским проектом». Мы сами организовались, сами собрались, сами работаем.
- Является ли «Правое дело» вашим конкурентом в деле защиты прав коммерсантов?
- «Правое дело» никак не защищает коммерсантов. Оно создано для того, чтобы увести часть либералов под контролируемую партию. Мы же предлагаем коммерсантам реальную поддержку - поддержку отечественного производителя налоговыми льготами и льготными ставками по кредиту.
- Часто приходится слышать, что власть фальсифицирует результаты подсчета голосов. Считаете ли вы, что выборы у нас проходят честно?
- Сейчас они проходят с использованием КОИБов (комплекс обработки избирательных бюллетеней). Компьютерщики говорят, что в КОИБы можно «залезть». Дело - в другом. Существует давление на кандидатов, особенно в деревне. Закон о выборах немного изменили, убрали из него централизованные списки кандидатов, теперь надо формировать партийные группы по округам. Это усложнило работу для оппозиции.
- Что бы вы изменили в выборном законодательстве?
- В законодательстве - ничего. Но другой вопрос - все же понимают, что ни один человек не изберется, не имея финансового ресурса. А потом он приходит во власть и отрабатывает эти деньги.
Или взять отмену выборов губернаторов: когда страна начала расшатываться, то, чтобы не дать ей развалиться, их отменили. Со стратегической точки зрения, это правильно, с точки зрения демократии - какие-то изъяны есть. Мэров однозначно нельзя назначать. Тут, кстати, на выборах не нужен такой мощный финансовый ресурс. Были случаи, когда коммунисты на выборах мэров побеждали. Потому что здесь население смотрит на реальные дела кандидата, на этих выборах оно более активно и придирчиво.
- Как вы работаете с молодежью?
- Индивидуально. У молодежи есть левые настроения. Есть студенты, молодые рабочие, которые нам сочувствуют. Например, Даниил Тишкун, секретарь горкома партии, ему 26 лет. Важно, когда с молодыми людьми, в их среде, работают их же сверстники. Тогда молодые люди видят, что они тоже могут что-то сделать, могут повлиять на власть, на политику. Мы молодым доверяем, даем им перспективу. И хотим развеять миф о КПРФ как о партии стариков с ностальгией по СССР.