Веб-сайт: http://vesti70.ru

Анатолий Неумержицкий: «Фермерство - это мой крест. И я его несу»

29.09.2011
Адрес статьи: http://vesti70.ru/stats/full/?id=26260

Автор: Татьяна АЛЕКСЕЕВА.
Источник: ГУБЕРНСКИЕ НОВОСТИ

В этом году у самого известного асиновского фермера - профессиональный юбилей

 

Ровно 20 лет назад Анатолий Николаевич ушел из колхоза, стал работать самостоятельно. За это время был неоднократно отмечен среди лучших владельцев крестьянско-фермерских хозяйств Томской области, но описывать громкими словами свой трудовой путь он не привык. Отговаривается иронически: «Все надеюсь разбогатеть, не получается».

 

На момент нашей встречи Анатолий Неумержицкий был в предельно деловом, а не в праздничном настроении. Ему сейчас вообще не до праздников с выходными: надо в срок завершить уборку. Стоя возле зерносушилки, фермер беспокоился только об одном - чтобы погода не подкачала, не «порадовала» дождем с ранним снегом.

- Наше производство в основном зерновое, поэтому зерно - наша прибыль, наша валюта, - поясняет он. - А урожай в этом году из-за неудачного лета и без того хуже, чем в прошлом. Поэтому хочется, чтобы хоть с уборочной повезло.

Зависимость от погоды - первый минус крестьянской работы. Второй - зависимость от цен на зерно, которые от года к году скачут, как зайцы. От погодно-финансовых перекосов земледельцам практически нет защиты, что на фермерском движении в России сказывается крайне негативно. В окружении Анатолия Неумержицкого картина выглядит так: одновременно с ним из колхоза в фермерство ушли 9 человек, а к настоящему времени в этой сфере остался он один. Начинали же все одинаково - с большим воодушевлением и надеждой.

 

«Поменяли свои машины на тракторы. До сих пор на них и работаем»

 

 - В советское время я работал в колхозе им. Кирова с центральным отделением в селе Ягодном сначала трактористом, а затем на агронома выучился, - вспоминает Анатолий Николаевич. - А потом 90-е годы пришли, все заговорили о фермерстве. Ельцин тогда выступил: мол, можете брать землю и идти работать. А мы с друзьями молодые были - по 28 лет, решили попробовать - интересно же. Мысли такие боевые имели, настроение… Девять человек нас ушло из колхоза. Взяли землю, стали менять свои машины на тракторы, взяли кредиты. Наконец, посеяли… Вот тогда был один-единственный год из всех 20, когда мы хорошо заработали, потому что цены на зерно были хорошие. Получили мы «бешеные деньги» и, конечно, обрадовались. Сразу с уборки с долгами рассчитались. А потом наступили сложные времена - начался бартер, взаимозачеты. Только с 2000-го стало более-менее полегче. Но опять же до недавнего кризиса. Как его пережили = сами удивляемся. Перед тем, в 2007 году, стоимость пшеницы была нормальной - 7 рублей за килограмм. Я в связи с этим решил расширить свои посевные площади, взял приличный кредит, купил трактор, семена, все хорошо посеял, А осенью, когда убрали урожай, цена на овес и рожь упала до 1,5 - 2 рублей, на пшеницу - до 2,2. С тех пор мы стали все в долгах. Что зарабатывали, все шло на погашение кредита, и ни о каком развитии речи идти не могло. Только нынче долг окончательно погасим, и тогда уж можно будет думать, куда двигаться дальше. Со сбытом зерна проблем нет: его берут «Томские мельницы», Сибирская аграрная группа, другие компании. Но продавать сырье - это уже неинтересно. Хотим зерновую переработку наладить, поставить крупорушку и, если получится, делать «геркулес». Но это пока задумки. Вся зависит от того, какие цены на урожай будут.

 

 

Почему российский фермер не такой, как немецкий?

На вопрос, почему в России фермерство больше напоминает не мирный труд, а бег с препятствиями, первое, что предполагает человек, далекий от аграрного дела, что у нас выделяется недостаточно субсидий. Однако ж субсидий и льгот сегодня в стране и Томской области хватает разнообразных. Например, Анатолий Неумержицкий старается пользоваться всеми возможными программами господдержки. Другое дело, что никакие льготы на горючее и электроэнергию не поспевают за суровой реальностью.

Но Анатолий Николаевич переживает не от отсутствия больших льгот и дотаций, а от отсутствия плановой экономики, без которой агросектор носит без руля и без ветрил, в результате чего фермеры не знают, что день грядущий им готовит. В той же Европе цены на сельхозпродукцию регулирует государство, а у нас об этом благословенном деле приходится только мечтать.

- Невозможно что-то планировать больше, чем на неделю, потому что поведение рынка непредсказуемо, - сетует Анатолий Неумержицкий. - Если бы цены на зерно стабилизировались хотя бы на уровне 5 - 6 тысяч рублей за тонну, нам было бы намного легче жить. К тому же большинству фермеров недоступны крупные кредиты. Вот нам давно пора обновлять технику, имеющаяся - уже старая: ей - 20 лет, она ломается, приходится ее чинить, а это лишние затраты. Надо новую, но у меня залоговая база невелика, и я могу взять в банке только 1 - 2 миллиона рублей. А один комбайн или трактор стоит 5 миллионов, а то и больше. Вот и выкручивайся, как хочешь.

 

«Моя семья - моя крепость»

 

Анатолий Неумержицкий - фермер классический. То есть живет его хозяйство исключительно силами его самого и его семьи. Только на сезонные работы приглашаются несколько помощников: все же посевные площади немалые - 450 гектаров.

 

 

Плюс имеется стадо крупного рогатого скота в 30 голов. Разделение обязанностей такое: скотом занимается супруга, а зерном - глава семьи со старшим сыном Сергеем. Младший Слава, которому еще 14 лет, поспевает и дома, и в поле, хотя с наступлением учебного года у него основная задача - это учеба, он пошел в 9-й класс.

- Для меня всегда было главным - детей выучить, - говорит Анатолий Николаевич. - Дочь Ира после учебы осталась в Томске, а вот Сергей вернулся, хотя он успешно закончил политехнический университет. Честно говоря, я был против, чтобы он возвращался в деревню, но сын решил по-своему. Он любит землю, привык к ней, ведь с 3 лет в поле. Поначалу катался со мной в кабине, а как подрос и ноги достали до педалей, начал и пахать, и сеять, и убирать. Сергей - мой основной помощник. Даже когда он в ТПУ учился, ни одного выходного дня не оставался в городе: чуть появится свободное время - он уже здесь. В поле он все может делать даже лучше меня. Младший сын Слава тоже сейчас все каникулы проводит со мной, весь набор техники прекрасно изучил.

Земляки уважают трудолюбивую семью Неумержицких, и не кажется удивительным, что именно Анатолию Николаевичу они доверили представлять интересы территории в районной Думе. Как депутату ему приходится выслушивать от населения разные проблемы и вопросы. Многое получается решать. Но общественная работа для Анатолия Неумержицкого - больше долг. Душой он все равно привязан к родному полю и не мыслит для себя другого занятия, кроме как растить хлеб. Фермерское дело, хотя и

такое трудное, уже стало судьбой.

- Для меня это мой крест, буду нести его до конца. Я люблю эту работу и хочу ею заниматься, - говорит Анатолий Николаевич и задумчиво добавляет: - Кто-то же должен этим заниматься. Конечно, грустно бывает, когда считаешь «доход» от урожая, но, когда работаю в поле, радуюсь.