За вековую систему работы с бытовыми стоками в селе Мельниково теперь в ответе «наследник» - бедный поселенческий бюджет
Главы сельских поселений - самая незавидная административная должность в современной России. То и дело нам приходится слышать, как прокуратура обвиняет их то в одном, то в другом. Они кругом виноваты. А попробуй не быть виноватым, когда полномочия по Федеральному закону №131 на них возложены огромные, а денег на их исполнение в местных бюджетах зачастую нет. Какие супердоходы в простом сибирском селе? Слезы одни. Закон же предъявляет требования, как будто здесь Арабские Эмираты или Швейцарские Альпы на худой конец. Прокуратура же не дремлет: за буквой закона бдит строго.
Трясина до суда довела
Например, сейчас главе Шегарского поселения Юрию Матросову невесть где нужно раздобыть полтора миллиона рублей на то, чтобы привести в соответствие с законом сброс хозяйственно-бытовых сточных вод. Ныне действующая система сброса досталась поселению по «наследству» от советских времен. Еще с 80-х годов прошлого века стоки тихо-мирно сбрасывали по коллектору без очистки в Обское болото.
Но нынче экологи сказали «Нельзя», прокуратура согласилась, что природу надо беречь, а крайним, естественно, оказался глава поселения, которому срочно надо превратить болото в современную систему биологической очистки. Вот этот проект и обойдется местному бюджету в 1,2 - 1,5 млн. рублей. Вопрос - откуда свалится на данный бюджет это богатство? Давать его никто не собирается, а «счетчик» штрафных санкций «за бездействие» уже включен.
С июня 2011 года за Матросова, как за «злостного нарушителя» благополучия окружающей среды, взялись судебные приставы. В сентябре взыскали штраф в 50 тысяч рублей. Для местного бюджета сумма огромная. Для примера: на такую же сумму поселение недавно отремонтировало квартиру девушке-сироте.
Бедность не освобождает от ответственности
По решению Шегарского районного суда стоки из села Мельниково не должны поступать в Обское болото без очистки. Жалко, что суд сразу не определил, куда их девать? Шегарцы исправно пользуются водопроводом и канализацией, и их можно понять: каждый бы так поступил на их месте. А другого санкционированного места для сточных вод, кроме Обского болота, у поселения нет. Так что стоки продолжают сливаться, а Юрий Матросов продолжает ждать очередного «пенделя» от прокурора Томской межрайонной природоохранительной прокуратуры Д.В. Неверова. При этом его некому защитить от обвинений в «бездействии». В штате Администрации нет юриста, и Матросову приходится защищать себя самому, вести большую переписку, ходить по судам и другим инстанциям, таким образом, постоянно отвлекаясь от своих прямых обязанностей.
А если разобраться, насколько справедливо называть «бездействием» поведение поселенческой Аадминистрации в отношении злосчастной трясины? Еще в июле 2010 года поселение заключило с НИИ биологии и биофизики ТГУ договор на разработку рекомендаций по снижению негативных воздействий стоков на окружающую среду. Данная работа была успешно выполнена и, кстати, обошлась бюджету поселения почти в 100 тысяч рублей. Теперь осталось только рекомендации реализовать. Осталось найти 1,5 миллиона. Такая вот песня про Белого Бычка: на колу мочало, начинай сначала!
Путь к Обскому болоту - через Москву
Администрация Шегарского поселения вовсе не отказывается создавать современную систему работы со сточными водами, но только просит понять, что единомоментно это не сделаешь. Например, земельный участок на берегу Обского болота необходимо из владений лесного фонда перевести в собственность сельского поселения. А проводится эта процедура через Москву. Кстати, такой опыт в Томской области есть - в Кожевниковском районе. Все можно сделать, были бы время и деньги.
Летом 2011 года прошло заседание научно-технического совета «Облкомприроды», на котором была рассмотрена проблема водоотведения в Мельникове. Была создана рабочая группа для решения вопроса с очисткой сточных вод методом почвенно-болотной очистки с. Мельникова. Ответственный по координации этой проблемы был определен Сергей Трапезников. - председатель комитета экологической безопасности урбанизированных территорий. В то же время, как он подчеркнул в разговоре с нами, что в настоящее время нет ни одной целевой программы по строительству и реконструкции канализационных очистных сооружений ни в Томской области, ни на уровне РФ. Придется Администрациям сельских поселений самим изыскивать средства на эти цели. В ОГУ «Облкомприрода» в этих целях специально создан научно-технический совет для экспертизы проектной документации очистных сооружений и подготовки перечня мероприятий по их строительству.
А если кто-то думает, что поднятая проблема - исключительно частная и касается исключительно главы Шегарского сельского поселения Юрия Матросова, тот сильно ошибается. По данным Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды, сейчас в Томской области разрушены 23 очистных сооружения сточных вод, в шести населенных пунктах их нет вовсе. Более 50% очистных сооружений эксплуатируется более 20 лет, многим требуется реконструкция или капитальный ремонт. Так что можно смело готовиться к новым сообщениям.