Зима. Холода. Погоревшие дома.

17 Января 2006
Зима. Холода. Погоревшие дома.

Людям, оказавшимся без крыши над головой, нужны человеческое тепло и внимание.

Добрый сказочник Андерсен в рождественскую ночь отправил девочку к бабушке в рай. Потому что на земле она так и не смогла согреться, хотя сожгла все чужие спички. Мрачноватый Диккенс каждый год в декабре сочинял душещипательные, слезоточивые истории с хорошим концом, которые с его же легкой руки стали называться рождественскими.

Кто сочинил нашу историю, вернее, начал ее сочинять, мы пока достоверно ответить не можем. У следователей Кировского РОВД на примете есть молодой человек лет 25-30, ранее отбывавший наказание на зоне и недавно освободившийся, чей портрет сильно похож на портрет того, кто поджег дом на Советской, 47-а, ночью 20 декабря. Следствие не закончено. Но портрет недавно был предъявлен для опознания потерпевшим – жителям погоревшей деревянной двухэтажки.

Однако речь пойдет не о «сочинителе», а о сюжете. Страшная завязка, которую предложил г-н поджигатель, вовлекла в круг действующих лиц не только самих потерпевших, но и людей, призванных спасать и помогать преодолевать последствия ЧП. О положительных героях - пожарных, которые вывели и вынесли жителей из горящего дома, «Томский вестник» писал 24 декабря. Упомянули мы и строителей «Томремстроя», которые буквально на следующий день приступили к разбору сгоревшей части здания.

Именно с ними связан еще один попутный сюжет. Через неделю после пожара они обнаружили на крыше «гранату». Милиция и службы МЧС сработали оперативно, район был оцеплен спустя 10 минут после звонка, прибыли «скорая» и саперы.

- Они быстро вынесли устройство в ближайший парк, и тут выяснилось, что это всего лишь муляж: есть сердечник, есть обмотка, но взрывчатого вещества, по их словам, не было внутри, - рассказывает Федор Власкин, один из спасателей, обеспечивавших ограждение. - Тем не менее со всеми предосторожностями они вывезли эту «гранату» и уничтожили. Наша миссия заключалась в том, чтобы не допустить посторонних и случайных людей на месте события. А если бы, не дай Бог, рвануло, то мы тут же приступили бы к разбору завалов, поиску и спасению пострадавших. К счастью, все обошлось.
Но жители дома до сих пор не верят, что это был муляж. Потому что никто им толково не объяснил, что же произошло, никто вразумительно не ответил, как и когда этот муляж попал на крышу.

Сюжет с «гранатой», ощутимо пощекотавший нервы жильцов, лишь добавил драматизма в историю. Хотя и без него испытаний на долю погорельцев выпало немало.

- Первые двое-трое суток все погорельцы ночевали дома: караулили квартиры. Правда, детей отправили к родственникам и знакомым, - вспоминает Алла Голубева. - Хотя спать практически не на чем было. От воды кровати развалились. Я стелила на пол полиэтилен, бросала какие-нибудь шубы, подушки не очень сырые, укрывалась тряпьем. В одну из ночей меня едва не придавил внезапно отвалившийся приличный кусок штукатурки. Спала, спала и вдруг почувствовала что-то неладное. Только с места встала, как туда шлепнулась штукатурка. Больше я не рискнула ночевать.

За эти бездомные дни Алла Олеговна чуть не потеряла внучку. Четырехлетняя девочка серьезно больна. При ее сильном дисбактериозе требуется соблюдать строгую диету, но кочевая жизнь приводит к нежелательным последствиям. В инфекционную больницу имени Сибирцева, по словам бабушки, Дашеньку отказались госпитализировать.

- Купили одно лекарство, другое. Профессор, осматривавший Дашу, сказал, что ребенку нужен покой, а мне ее даже положить некуда, - со слезами на глазах рассказывает Голубева.

Нетрудно представить себе моральное состояние и других семей, которые Новый год встречали кто где, только не дома.

Любое ЧП – это экзамен на профессионализм и человечность. И его с честью выдержали рядовые рабочие «Томремстроя» и ЖЭУ-7. В нашей истории они выступили в роли тех самых сил добра, которыми в сказках обычно являются волшебники или богатые филантропы.

Строители работали на объекте все рождественские каникулы. Практически восстановили квартиру, больше других пострадавшую от пожара. Приступили к ремонту лестницы и тамбура. Они бы и его восстановили, но сильные морозы загнали внутрь. Зато обшили гипсокартоном потолки и стены пострадавших квартир. И стали менять оконные рамы. Ремонт ведется за счет резервных средств МЧС, а одна квартира, к слову, «стоит» 130 тысяч рублей.

Рекордные даже для наших мест холода подвели историю к кульминации как раз в рождественские дни.

- Первый порыв отопления произошел 5 января, - сообщают жительницы погоревшего дома. - В 1-й квартире, которая полностью сгорела, провалился пол, и доски повредили трубы отопления. Горячая вода стала хлестать в подпол. Надо отдать должное аварийной службе района: машина приехала быстро, и сантехники устранили аварию за вечер. Но уже 7 января, как раз в самое Рождество, перемерзла канализация на втором этаже. До сих пор сосульки неприличного цвета свисают в коридоре. А 9 января во второй раз прорвало отопление. Через день опять авария. И опять спасла аварийная служба района.

Жильцы с Советской, 47-а, обижаются только на "Теплосети" и «Водоканал». Отопления фактически нет, горячей воды тоже, холодной водой практически не пользуются, а счета за коммунальные услуги идут в полном объеме. Но правду свою жителям в диспетчерских этих служб предложили доказывать не на словах, а на бумаге. То есть нести справки о пожаре, да особой формы. Ну, бюрократия – это зло вечное и непобедимое, а может быть, даже не зло, а просто предлагаемые испытания, как загадки Сфинкса, которые надо разгадать, прежде чем получить желаемое.

Наша история, начатая злоумышленником, пока даже не подошла к своей развязке. Но можно уже сделать выводы, что главное зло – это поджигатели, а еще точнее - те, кто за ними стоит. Ведь и у этого пожара есть причины. Жильцы сгоревшего дома склоняются к мысли, что кому-то нужна земля под их домом для нового строительства. Или выдвигают другую версию: что, мол, ремонтные организации таким способом набивают себе цену, то есть увеличивают объем работ. На все эти вопросы и предположения должно ответить следствие.

Как обстоят дела с ремонтом сгоревших домов в городе?

На этот вопрос отвечают Александр Мальцев, зам главы администрации Советского района:

- На нашей территории перед самым Новым годом сгорел дом на Советской, 8-а (напротив роддома имени Семашко). Третий этаж сильно выгорел. К счастью, люди не пострадали. Сейчас жильцы этих квартир живут у родственников и знакомых, а жители второго и первого этажей по-прежнему занимают свои квартиры. Тепло и электроснабжение там налажено. Администрация района сейчас ведет переговоры с городским департаментом по ЖКХ по поиску подрядчика, который будет восстанавливать дом. И когда приступим к ремонту, всех жителей будем расселять.

Александр Богачек, начальник коммунального отдела администрации Ленинского района:

- За прошлый год мы, привлекая разные средства, восстановили три дома, пострадавших от неосторожного обращения с огнем, – на Карла Маркса, 15, Совпартшкольном, 11, Розы Люксембург, 67. Сейчас у нас головная боль – дом по переулку Целинному, 28. Он сгорел 11 ноября, там полдома пострадало. Пока в погоревшем доме живут несколько семей. Одну мы переселили, другие сами уехали к родным. Постановление о выделении денег на восстановление было принято в конце декабря, когда финансовый год был завершен. С подрядчиком мы определились – это ООО «Томремстрой».

Наверх