Зампред ЦБ пытается успокоить россиян
Алексей Улюкаев ищет признаки улучшения ситуации и начала выхода из кризиса.
Зампред ЦБ Алексей Улюкаев заявил, что Россия стоит на пороге выхода из кризиса: нижняя точка спада была в мае. Он отметил, что в последнее время прояснилась ситуация на рынках, и банки прекратили снижение объемов кредитования. Улюкаев попытался опровергнуть слухи о девальвации рубля, сказав что ЦБ не заинтересован ни в снижении, ни в повышении курса национальной валюты.
"С моей точки зрения, кризисным был прошлый год, а текущий – это год преодоления кризиса, выхода из него", – цитирует ПРАЙМ-ТАСС заместителя председателя Банка России Алексея Улюкаева.
"Сейчас можно сказать, что нижняя точка спада, видимо была в мае. Так называемое "дно" уже пройдено". По его словам, доказательствами этого является произошедшая стабилизация на валютном рынке и последовавшая за ней стабилизация банковского кредитования и всей деятельности банков.
"В этом смысле июнь 2009 года я считаю показательным месяцем. А в июне–июле уже стали происходить изменения тенденций в сфере реальной экономики. Сейчас можно сказать, что нижняя точка спада, видимо, была в мае. Так называемое дно уже пройдено", – сказал Улюкаев.
Зампред ЦБ отметил признаки улучшения ситуации: проясняющаяся ситуация на рынках, улучшение положения экспортеров.
"А если становится понятной перспектива сбыта продукции, то становится более ясным финансовое положение заемщиков, и это позволяет банкам принимать обоснованные решения о предоставлении кредитов. Это действует лучше, чем какие бы то ни было административные указания или наши уговоры", – считает чиновник.
С июня частные банки прекратили снижение кредитования. По ожиданиям Улюкаева, рост должен начаться "вот-вот".
"Интересно, что до июня госбанки или банки с участием в кредитовании были лидерами, и это лидерство обеспечивалось разными способами, в том числе ресурсной поддержкой и административным нажимом. Сейчас же они немного приотстают, а частный бизнес работает лучше. Это очень важный показатель, говорящий об осознанных самостоятельных деловых решениях", – добавляет зампред ЦБ.
Он утверждает, что по динамике промышленного производства видно, что "июнь лучше мая, июль лучше июня".
Улюкаев также развеял слухи об угрозе девальвации рубля, сказав, что причина появления таких разговоров – "задачка для психологов".
"Под девальвацией одни понимают некие осознанные действия властей, то есть существование некой политики, направленной на девальвацию, или наоборот, противодействие ей. Есть другой подход – наличие фундаментальных экономических обстоятельств, способствующих девальвации. И по первому, и по второму основанию я даю отрицательный ответ", – заявил Улюкаев.
Он добавил, что Центробанк не преследует целей, связанных с курсообразованием. У ЦБ "нет намерений по целенаправленному снижению курса рубля, как нет и не было намерений по целенаправленному его повышению".
"С точки же зрения фундаментальных обстоятельств мы видим, что ситуация с платежным балансом – устойчиво позитивная. А платежный баланс – это главное, что влияет на соотношение спроса и предложения валюты на внутреннем рынке", – подчеркнул чиновник.
По его словам, предложение валюты на внутреннем рынке велико, и проблем с рефинансированием валютного долга нет.
"Единственное, что было и будет в ближайшее время, – это волатильность курса рубля... Банк России делал, и будет делать некоторое сглаживание этой волатильности, без нацеленности на какой-либо определенный курс", – добавил зампред Банка России.
Главная цель Центробанка, которая, как утверждает Улюкаев, объясняет его "периодическое присутствие на валютном рынке", заключается в том, чтобы избежать больших скачков курса, потому что к ним не готовы ни россияне, ни бизнес.
"Они воспринимают краткосрочные колебания как основание для совершения каких-либо действий над своими инвестиционными портфелями, что неправильно, и что несет зачастую разочарования, убытки и т. д.", – подчеркнул он. Поэтому мы бы хотели эти колебания сглаживать".