Заметки на полях

09 Марта 2006
Заметки на полях

«Областной сельскохозяйственный торговый дом» существует не ради собственной прибыли.

Жизнь показала, что с падением социалистической системы цивилизованные рыночные отношения не сразу настали в нашей стране и мы не смогли избежать стадии дикого капитализма. Особенно болезненно эта стадия проявилась в аграрном секторе: если западные государства, давно позабывшие о диком капитализме, стабильно поддерживают деньгами свое сельское хозяйство, российские власти предпочитали не озадачиваться подобными проблемами. Теперь, когда провалы в сельском хозяйстве не просто очевидны, но еще и угрожающи, в Москве о поддержке аграриев стали рассуждать охотнее. Правда, жизнь крестьян на этом фоне не улучшилась.

Томская область за последние годы накопила собственный положительный опыт создания механизма помощи селу, при котором деньги, выделенные на его поддержку, работают с максимальной эффективностью. Ведущей силой этого механизма стал ОАО «Областной сельскохозяйственный торговый дом». Сначала это было предприятие, созданное по инициативе губернатора Кресса как продовольственная корпорация в собственности области, а со временем оно стало акционерным обществом с тем же собственником. Уже в первые годы специалисты торгового дома стали не только распределять, но и возвращать кредиты, выделенные селянам из областного бюджета. Выдавались они в виде горючего (самая большая проблема для аграриев – постоянно растущие цены на топливо), а возвращались продуктами питания для социальной сферы области. Позднее самостоятельные функции торгового дома заметно возросли. Он стал реальным помощником селян в освоении нелегкой грамоты рыночных отношений.

С 2001 года ОАО само получает в банках деньги для кредитования этими же средствами села, поскольку из-за бедности и недостатка квалифицированных кадров большинство сельских товаропроизводителей сами делать это не могут даже при условии, что область субсидирует банковскую процентную ставку. Им просто нечего закладывать для обеспечения кредита. При этом предприятие благодаря грамотному менеджменту полноценно и гармонично развивается в других направлениях, не требуя вливаний со стороны области. Его можно назвать вполне самодостаточным. О том, что было с ним в прошлом году, недавно шла речь на совете директоров ОАО, членами которого являются шесть руководителей областных департаментов.

- В прошлом году мы сосредоточили свое внимание на увеличении рыночной стоимости имущественного комплекса торгового дома. Ведь именно его мы используем в качестве залога, чтобы каждую весну брать кредиты в банках и обеспечивать селян горючим для заготовки кормов, выращивания и уборки урожая.

Так начал свой доклад генеральный директор торгового дома Виктор Старцев. Он говорил о решении, казалось бы, весьма далеких друг от друга проблем. С одной стороны, речь шла о судьбе бывшей базы горплодовощторга, которая в последнее десятилетие двадцатого века постепенно превращалась в руины, а сегодня реконструируется и обновляется, практически превращаясь в современный торговый комплекс. С другой стороны, Старцев рассказал о ежегодном кредитовании сельского производства в горячее время, когда крестьяне не в состоянии на собственные деньги приобрести достаточно горючего, чтобы засеять свои поля, заготовить корма и убрать урожай. Для решения этой проблемы, областной бюджет регулярно выделяет в помощь селу средства для субсидирования банковской процентной ставки, а вот сам кредит торговый дом самостоятельно берет в коммерческих банках под залог имущества, то есть торгового комплекса. Ежегодно торговый дом благодаря этому кредитует от 100, до 120 сельских предприятий различных форм собственности. Но горючее с каждым годом дорожает, а значит, залог требуется все значительнее: если в 2001 году привлекаемый кредит составлял 40 миллионов рублей, то сегодня достигает 150 миллионов.

...Как было отмечено на совете директоров, у торгового дома, по большому счету, круглый год страдная пора. В том числе и в его начале, когда возврат прошлогоднего банковского кредита осложнен низкой платежеспособностью сельхозпредприятий. В зоне рискованного земледелия каждый год преподносит свои неприятные сюрпризы, осложняя расчеты с банками. И хотя нелегкую проблему займов необходимо решать до конца марта, уже сейчас оформлены новые кредиты. Нынче вовремя рассчитавшиеся с долгами хозяйства получили возможность до сезонного роста цен запастись горючим, необходимым к началу полевых работ.

В горячие для села дни (а это не только время весенней страды, но и время заготовки кормов и уборки урожая) специалистам торгового дома приходится многократно выезжать в сельские районы, где они оценивают возможности должников и ищут альтернативные варианты для расчета. Например, если не выросла пшеница, долги можно возвращать другими уродившимися на славу культурами. В конце года все начинается заново.

...В прошлом году торговый комплекс, расположенный на территории бывшей овощной базы, не только подорожал в цене после появления на его территории новых объектов, но и стал выглядеть гораздо привлекательнее после благоустройства центрального входа и появления возле него семнадцати новых магазинов. Строились они, кстати, на средства торгового дома и деньги будущих арендаторов торговых площадей.

В наступившем году на территории рынка снова планируется возведение новых торговых павильонов для продажи промышленных товаров. Все торговые ряды должны приобрести современный, цивилизованный вид. Кроме того, как и в прошлом году будут приобретаться автомобили для снабжения социальной сферы. Забота о ней была поручена губернатором еще до реорганизации продовольственной корпорации в торговый дом. Со временем задача усложнилась, но своего смысла не потеряла, а он в том, чтобы бюджетные деньги, выделенные на питание больниц, диспансеров и профтехучилищ, работали на поддержку собственного производителя по системе государственного заказа. Это позволяет и обеспечить свежими, качественными продуктами «социалку», и сохранить рабочие места в деревне для сотен людей. Прошедший год стал настоящим испытанием для этой уже сложившейся системы, поскольку торговый дом наряду со своими конкурентами выигрывал право заключать договоры на поставки продуктов по областному конкурсу.

Правда, как выяснилось на совете директоров, сначала общее количество потребителей не уменьшилось, поскольку к услугам торгового дома по собственному желанию присоединились и детские сады областного центра.

Потом ситуация стала меняться не в лучшую сторону. В конце 2005 года конкурс на 2006 год показал уменьшение суммы очередного госзаказа, выигранного торговым домом. Это привело, например, к тому, что удачливые конкуренты теперь везут потребителю сливочное масло не томского производства, оплачивая труд не нашего производителя. К сожалению, условия конкурса оказались максимально упрощены. Они отражали только цену поставляемых продуктов. По мнению специалистов торгового дома, оказались неучтенными многие весьма важные для Томской области моменты.

Член совета директоров торгового дома начальник департамента госзаказа и ценовой политики областной администрации Алексей Аникин в этой дискуссии согласился с необходимостью доработки условий конкурса на поставки продуктов питания. Они, действительно, по его словам, позволили коммерсантам выбирать более выгодные договора на крупные поставки в ближние районы. А неудобные, дальние маршруты мелких партий продуктов для социальной сферы Севера остались торговому дому. Везти за двести километров десяток пакетов молока чуть ли не каждый день, согласитесь, недешево.

К тому же лоты на разные виды продуктов выставлялись отдельно, бакалею по тому же адресу везет один поставщик, а молоко – другой. Было бы гораздо рациональнее на дальних маршрутах доставлять сразу полный набор продуктов. А главное, не выделять поставки продуктов в ближние и дальние районы в отдельные лоты. Что, кстати, уже и предполагается в следующем конкурсе.

В целом же члены совета директоров торгового дома, который возглавляет заместитель губернатора Владислав Брок, одобрили итоги прошлогодней деятельности ОАО. В том числе и полученную его коллективом хоть и небольшую прибыль, которая тоже по большей части была потрачена на реконструкцию торгового комплекса.

Но существует эта фирма, как часто повторяет Владислав Юганович, в основном не ради прибыли. Как показывает практика, главное достижение коллектива торгового дома в том, что он сумел стать самодостаточным экономическим инструментом, одновременно кредитующим сельское производство, снабжающим потребителей социальной сферы свежими продуктами и удовлетворяющим потребности областного центра в комфортном, современном торговом обслуживании.

Все три его функции тесно взаимосвязаны друг с другом, что требует повышенной квалификации специалистов. Причем, судя по всему, сущность предприятия под именем «Областной сельскохозяйственный торговый дом» давно выросла за пределы этого названия. Собственно торговле, и то в основном оптовой, посвящена не главная часть его деятельности. Работа с банками, кредитование сельхозпредприятий, снабжение социальной сферы, строительство торговых павильонов и сдача их в аренду – вот далеко не полный перечень функций, которые в разное время были поручены губернатором торговому дому. Потребовалось немало усилий, чтобы каждая из них гармонично сочеталась и дополняла остальные.

В то же время до сих пор считается, что торговый дом обязан реализовывать любые продукты питания, производимые на территории области, когда это не в состоянии сделать сами производители. Плюс продавать дары тайги, что успешно удается другим представителям бизнеса, сумевшим детально изучить особенности и специфику этого дела. Ведь не секрет, что в наши дни лишь настоящий профессионализм приводит к успеху.

Сегодняшняя сущность деятельности ОАО «ОСТД» продиктована нуждами выживания сельского производства, пока не завершится процесс адаптации представителей аграрного сектора к рыночным условиям. Пока не отпадет необходимость в решении острых социальных проблем и обеспечении продовольственной безопасности области.

Наверх