За предполагаемого автора подрыва поезда вступилась мать
Мать "русского ваххабита" Павла Косолапова, которого правоохранительные органы называют непосредственным исполнителем подрыва "Невского экспресса" двухлетней давности и, по неофициальным данным, теракта, совершенного в минувшую пятницу, категорически опровергает причастность сына к случившемуся.
- Конечно, мне на все это тяжело смотреть, это больно для меня, но я не верю, что мой сын к этому причастен. Пока не доказана его вина, я в это не верю", - заявила в интервью Русской службе новостей Валентина Косолапова.
Рассказала она и о том, как бывший российский военнослужащий, принявший ислам и примкнувший к Шамилю Басаеву с Доку Умаровым, стал основным фигурантом дела о прошлом подрыве того же поезда. По ее словам, год назад из Москвы приезжал следователь, который сказал, что "если через неделю ваш сын не появится, то на него повесят "Невский экспресс".
В итоге так и получилось, говорит Валентина: "А я не знаю, где мой сын, чтобы ему сообщить об этом. "Ровно через неделю напечатали, что он причастен к "Невскому экспрессу". Сейчас опять на него все "вешают", и мне так и объяснили, что на него будут "вешать" все, пока его не найдут".
При этом Косолапова отмечает, что сына последний раз видела пять лет назад, а где он сейчас, не имеет ни малейшего понятия. Но, тем не менее, стоит на своем: "Он не мог этого сделать".
- Как сгинул наш Пашка в 2003 году, так ни слуху, ни духу от него. Как сквозь землю провалился, — поделился с журналистами "МК" дед Павла Николай Иосифович Щегольков. - Мы уж забыли, что он вообще был у нас. Первое время пытались его разыскать по друзьям, знакомым. Но и друзья как будто сгинули все. Где искать парня — не знаем. Иначе давно бы нашли. Мы часто с Валей обсуждаем — мог ли он совершить подобное? Знаете, ни один родитель не может ручаться за своего отпрыска, если его нет рядом. Вот жил с нами малец — хороший, заботливый паренек был. Уехал от нас — всякое могло произойти! Ну как мы можем за него отвечать? Воспитывали вроде правильно, книжки умные он читал, в церковь ходил, крестик носил… А жить нам после всего этого непросто стало. Люди первое время наш дом стороной обходили, косо смотрели в нашу сторону. Бабушка после всех этих историй слегла, у меня нога стала отниматься — с палочкой хожу. А Валентина, как услышала про теракт с поездом, снова схватилась за сердечные капли…
На Косолапова вышли после повреждения ЛЭП в Подмосковье пять лет назад, в марте. Первыми заметили повреждения трех опор высоковольтных ЛЭП-500 обходчики. На некоторых опорах были обнаружены неразорвавшиеся самодельные взрывные устройства. К одной из опор был прикреплен флаг Ичкерии. Для разминирования попытались использовать робота, но большие сугробы помешали его работе. И тогда за дело взялся взрывотехник ФСБ. Опоры, как выяснилось, не завалились случайно. Только потому, что не все устройства сработали.
Поиском террористов занимались и оперативные службы ФСБ, и милиция. 19 марта поступила информация, что в девятиэтажном доме №52 на улице Кирова в Люберцах на съемной квартире №84 найден целый арсенал.
18 марта 2004 года, когда истек срок аренды, уборщица риелторской компании приехала убраться перед прибытием новых жильцов. В комнате она обнаружила черную сумку. Уборщица вызвала милицию. В квартире нашли 15 полуторалитровых пластиковых бутылок, заполненных тротилом, 21 выстрел к ручному гранатомету РПГ-7, 19 электродетонаторов, 18 наручных часов Casio, которые использовали в качестве таймеров, 2 гранаты Ф-1 и одну — РПГ-5, пучок проводов. И часы, и остальные компоненты были идентичны найденным на опорах ЛЭП. Кстати, на базе выстрелов к гранатомету и были сделаны взрывные устройства. Одно из них было приведено в боевую готовность. Разминировали его четыре часа.
В домовом управлении №1 Министерства обороны РФ, на балансе которого стоит дом, оперативники выяснили, что квартира в бывшем военном городке принадлежит полковнику в отставке и его сыну. Сами они живут в Москве, а квартиру давно сдают внаем. Последний договор на аренду этой квартиры столичное агентство недвижимости “Калита-град” заключило с 18 декабря 2003 года по 18 марта 2004 года с неким 24-летним уроженцем Волгоградской области Павлом Косолаповым. Он регулярно вносил плату за квартиру, и претензий у компании к клиенту не возникало. Кстати, террористы, захватившие заложников на мюзикле “Норд-Ост”, тоже снимали квартиры через “Калита-град”…
Но самой большой удачей опергруппы были найденные фальшивые документы с фотографиями террористов и тетрадка с записями и схемой минирования газопроводов в Подмосковье.
После этого в одно дело были объединены дела по взрывам опор ЛЭП и подрывам газопроводов. К югу от столицы (все вокруг Люберец) было совершено еще четыре диверсии. В конце февраля 2004 года взрывали газопроводы низкого давления близ Чехова, Подольска и Бронниц, а также в Раменском районе. Ответственность за эти акции взял на себя Шамиль Басаев. А на сайте сепаратистов был помещен сюжет, где боевик заявил о серии диверсий.
Было сделано предположение, что в квартире в Люберцах и находилась база диверсантов. Помогли документы аренды и опрос свидетелей. Именно они рассказали, что квартиру снимали славянин и человек с азиатским типом лица. Их фото у оперативников уже были — из найденных в квартире документов. Через некоторое время ФСБ удалось найти автобус “Икарус”, который по просьбе диверсантов перегонщик доставил с Кавказа. Скорее всего, считают оперативники, в него должны были заложить взрывчатку и взорвать в людном месте в центре Москвы.
Стало ясно, что Павел Косолапов — человек, снявший квартиру под своим именем. Его напарником был казах Тайжанов. Именно эта пара устраивала взрывы.
Выяснилось, что Павел Косолапов, бывший курсант военного училища, принял ислам, взял себе новые имена — Абу Айяд и Мухамад — и еще в 2001 году уехал в Чечню. Прошел подготовку в лагерях арабских полевых командиров Абу Кутейба и Абу-Дзейда в качестве подрывника, самой элитной для террористов профессии.
Как правило, лагерь террористов делится на три пояса. В первом, внешнем, готовят пушечное мясо, во втором — диверсантов, а в третьем, самом закрытом, — подрывников. Курсанты там знают друг друга только по кличкам, ходят в масках, чтобы избежать малейшей возможности предательства. Среди этой элиты за свои способности к минно-взрывному делу оказался и Косолапов. Его особенно ценили за идейность и фанатизм. Особенно близок Косолапов был с арабским наемником Абу-Дзейдом, отвечавшим у боевиков за все теракты с подрывами.
После ликвидации араба оперативники ФСБ обнаружили его переносной компьютер с архивом. Среди множества фото были и его фото с Косолаповым и другими боевиками с оружием в руках. В одном из сюжетов Косолапов рисовал карту с местом подрыва газопровода.
Удалось сравнить номера выстрелов для гранатомета с фото в компьютере с найденными в Люберцах. Они полностью совпали. Установлена была и группа крови диверсантов. Косолапова и Тайжанова объявили в розыск. Вскоре Тайжанова задержали дома, в родном Казахстане, с наркотиками. Он окончил медресе в городе Бугуруслане Оренбургской области, а в 1998—1999 гг. оказался в исламском центре “Кавказ”, располагавшемся под Сержень-Юртом. Там взял себе мусульманское имя Муслим. Обучал его Абу Умар. Затем он неоднократно принимал участие в боевых действиях, о чем рассказывали оперативникам задержанные боевики.
Тайжанов вскоре покончил с собой в тюрьме. К этому времени была оперативная информация, что он причастен к взрывам в Воронеже и на рынке в Самаре. Так, его жена Кристина Мустафаева, уроженка того же хутора, где жил Косолапов (он их и познакомил), рассказала, что Тайжанов вместе с ней поселился в Самаре. И даже как-то раз принес домой взрывное устройство с часовым механизмом, заявив, что нашел для него подходящее место. А затем в Самаре прогремел взрыв. Погибли 11 человек, 71 был ранен. Вечером того же дня в новостях показали сюжет о теракте, и Тайжанов радостно сообщил жене: “Смотри, это я сделал”. Потом он куда-то уехал и вернулся уже с 3 тыс. евро, объяснив, что это гонорар за взрыв. Вскоре он уехал в Казахстан, где и был задержан.
Многие СМИ приписывали Косолапову организацию взрывов в московском метро и на “Рижской”. Однако оперативники категорически отрицают эту возможность. Впрочем, так же как и его участие в самарском теракте. Там Тайжанов действовал без него. А вот что касается Воронежа — подозрения есть. Дело в том, что накануне взрыва Косолапов проезжал там на машине. И даже был остановлен на посту ГАИ. Но, к сожалению, тогда его еще не знали в лицо.
Долгое время о Косолапове ничего не было слышно. А потом произошел подрыв “Невского экспресса”. И приоритетной стала версия о его причастности к теракту. Следствие считает, что именно ему подсудимый по делу о подрыве 2007 года Хидриев привез взрывчатку. По неофициальным данным, Хидриев привез гораздо большее количество взрывчатки, чем было использовано при первом подрыве. Остальное Косолапов спрятал. Не исключено, что этот тротил с добавлением пластита и других элементов и был использован в минувшую пятницу. А приурочен взрыв был к суду над его подельниками.
Славянская внешность помогает террористу спокойно перемещаться по стране. У силовиков есть данные о том, что в прошлом году он даже работал в одном из колхозов в Центральном федеральном округе.
Теракты, к которым может быть причастен Павел Косолапов
25 августа 2003 года в Краснодаре прогремели 3 взрыва на автобусных остановках — погибли 4 человека и 17 были ранены.
4 декабря 2003 года 42 человека погибли и 150 получили ранения при взрыве бомбы в вагоне электрички Кисловодск — Минеральные Воды.
В феврале-марте 2004 года произошли три взрыва на газопроводах и ЛЭП в Московской области. Пострадавших нет.
В 2004—2005 годах прогремели три взрыва на автобусных остановках в Воронеже. Один человек погиб и четверо ранены.
6 февраля 2004 года в метро между станциями “Автозаводская” и “Павелецкая” террорист-смертник взорвал так называемый пояс шахида. Погибли 42 человека, ранения получили более 100.
31 августа 2004 года около входа на станцию метро “Рижская” взорвала себя террористка-смертница. Погибли 8 человек, ранения получили около 30.
13 августа 2007 года — подрыв “Невского экспресса”.