Ведущие российские вузы раскритиковали своих студентов

07 Сентября 2006
Ведущие российские вузы раскритиковали своих студентов

Ведущие российские вузы раскритиковали своих студентов, школы, а заодно и частные учебные заведения. Работодатели, в свою очередь, жалуются на вузы. А государство продолжает экономить на образовании, констатируют в образовательном сообществе.

Ректоры ведущих российских вузов (МГУ, МГИМО, Академия им. Сеченова) с началом нового учебного года рассказали журналистам о неграмотных студентах и некачественно работающих вузах. По словам собравшихся, с одной стороны, позиции системы высшего образования в стране заметно усилились, однако количество не переросло в качество.

Так, число обучающихся в российских вузах студентов в конце 2005 года составило 7 млн человек. Тогда как в 1990 году в России насчитывалось только 2,7 млн учащихся вузов, сообщила собравшимся директор Центра непрерывного образования Академии народного хозяйства при правительстве РФ Татьяна Клячко. "Высшее образование фактически стало всеобщим", – констатировала она.

Изменились и принципы взаимоотношений образования с государством. Образовательное сообщество научилось разговаривать с властью и "продавливать" нужные решения. В частности, признался ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий, под давлением российских ректоров правительство еще на год отложило повсеместное введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и согласилось дополнить этот вид испытаний другими формами, предоставив вузам значительную свободу выбора.

Другой серьезной победой системы образования Садовничий считает полную переработку законопроекта о преобразовании учебных заведений в АУ (автономные учреждения). Под давлением образовательного сообщества в новый вариант включены все 23 поправки Союза ректоров, включая три "базовые" - добровольность преобразования, сохранение АУ в госсобственности, сохранение их бюджетного финансирования.

Тем не менее, рассказал Садовничий "Газете.Ru", перед высшим образованием до сих пор стоят серьезные проблемы. Главной из них является крайне низкий уровень школьной подготовки, а отсюда - заметное падение "качества" студентов. Самые сильные пробелы отмечаются в знаниях по русскому языку и по математике. Дело дошло до того, что на ряде факультетов МГУ для ликвидации пробелов в школьной программе введены дополнительные занятия по математике, пожаловался ректор.

Из-за недофинансирования высшего образования (в Минобрнауки признают, что государство дает на высшее образование лишь около 40% необходимых средств) студенты вынуждены не столько учиться, сколько работать, а удержать на нищенских зарплатах молодых преподавателей становится все труднее. Нет в большинстве вузов, особенно региональных, и необходимого современного оборудования, позволяющего вести научную работу должного уровня, отметил Садовничий.

Впрочем, есть и системные проблемы. Одной из главных стал разрыв между уровнем подготовки специалистов и ожиданиями работодателей, отметила Татьяна Клячко. С одной стороны, до 80% работодателей требуют при наборе сотрудников наличия высшего образования, с другой - категорически не довольны полученными в вузах знаниями.

По мнению нанимателей, большинство выпускников вузов не только не обладают коммуникативными навыками – т.е. просто не в состоянии понять заданий руководства, но и не имеют элементарной профподготовки.