В Томской области обманутой пенсионерке вернули квартиру

22 Марта 2013
Автор: Елена ФРИЦ В Томской области обманутой пенсионерке вернули квартиру

Северская прокуратура обжаловала в суде мошенническую сделку купли-продажи

Аферы с недвижимостью в наше время не редкость. «Черные» риэлторы лишают жилья алкоголиков, наркоманов, слабоумных и прочих не совсем адекватных граждан. Бывших владельцев квартир переселяют в убогие хибары либо и вовсе на теплотрассу. Недавно Северская городская прокуратура спасла от этой участи двух потерпевших.

 

Квартира в подарок

В семье северчан Авдюшиных выросли два сына. Опорой пожилым родителям они не стали, один, загубив человеческую жизнь, угодил в тюрьму. Второй, Дмитрий, имея проблемы с алкоголем, мог последовать за братом. Он стал виновником ДТП, которое повлекло за собой возбуждение уголовного дела. Но, поскольку Авдюшин полностью возместил потерпевшим нанесенный ущерб, потерпевшая сторона согласилась примириться, и суд прекратил уголовное преследование. Защитником Дмитрия в этом процессе выступал северский адвокат Иван Кучин. В качестве «гонорара» за услуги он получил от клиента его однокомнатную квартиру. Неизвестно, при каких обстоятельствах это произошло, но небогатый подзащитный написал адвокату дарственную.

Примерно тогда же, в 2006 году, Авдюшины решили переоформить на Дмитрия свое жилье. Пенсионеры посчитали: они - люди преклонного возраста, может всякое случиться. Сыну-уголовнику доверия совсем нет, поэтому лучше заранее переписать квартиру на Митю. Спустя некоторое время сынок огорошил их признанием:

- А моей-то однокомнатной больше нет, - как-то заявил он родителям.

- Как нет? - ахнула мать.

- Я ее подарил…

Это известие буквально убило отца семейства. После этой новости пожилой мужчина тяжело заболел и вскоре скончался.

 

Обменял жилье на бутылку

Дмитрий, ставший после ДТП инвалидом, продолжал регулярно пить. Алкоголь и закуску Авдюшину частенько приносил адвокат Кучин. В итоге юрист убедил алкоголика продать и родительскую квартиру.

- Де-юре, после заключения сделки собственником жилья стал Аменяков, - рассказывает прокурор ЗАТО г. Северск, старший советник юстиции Андрей Екименко. - В реальности дела обстояли иначе. Это подтверждают многочисленные факты, в частности то, что Аменяков с Авдюшиным на момент сделки не были знакомы, о покупке не договаривались, жилье перед сделкой Аменяков не осматривал, вселиться не пытался и т. д.

О продаже ее квартиры Галина Авдюшина узнала далеко не сразу. Пенсионерку никто не выгонял, видимо, новый собственник и его единомышленники ждали, пока бабушка отправится в мир иной, тогда они и приберут жилье к рукам.

В 2009 году Галина Андреевна получает извещение, в нем указано - правом собственности на недвижимость, которую она считала своей, обладает совсем другой человек. Тогда-то сын-инвалид и признался: «Кажется, я продал квартиру».

Мать попыталась вернуть жилье, обратилась в Северский городской суд, но оспорить сделку ей не удалось. Иск оставили без рассмотрения. После этого Авдюшина начала писать в разные инстанции, одно из заявлений поступило в прокуратуру.

Как объяснил корреспонденту «КП» сотрудник прокуратуры, в ходе проведенной проверки выяснились факты, явно указывающие на то, что ее сын, страдающий алкоголизмом, совершая сделку, не мог отдавать отчет своим действиям и руководить ими. Непосредственно перед тем, как были подписаны документы купли-продажи, Авдюшина в очередной раз напоили.

- В таком же состоянии с него взяли расписку на один миллион двести тысяч рублей, - говорит прокурор Андрей Екименко. - Понятно, что никаких миллионов Дмитрий не получал.

По факту мошенничества полиция поначалу завела уголовное дело, но оно было приостановлено в связи со странной формулировкой - «неустановлением виновных лиц», хотя лица все известны. В рамках этого дела проводилась почерковедческая экспертиза. По заключению специалистов, расписку Авдюшин писал, находясь в особом состоянии, коим могло быть алкогольное либо наркотическое опьянение.

Осенью 2012 года прокуратура ЗАТО Северск обратилась в Томский областной суд с апелляционным представлением в интересах Галины Авдюшиной. В качестве основания для аннулирования мошеннической сделки указывалась ее мнимость.

- Судите сами, - говорит Андрей Юрьевич, - человек потратил миллион с лишним на приобретение жилья, при этом не осуществляет никаких функций собственника. Не ремонтирует квартиру, не живет в ней, не переоформляет лицевой счет, не интересуется, кто в квартире живет. Квитанции за комуслуги по-прежнему приходили на имя Авдюшиной, она их регулярно оплачивала.

Эти и другие доказательства были предъявлены в суде. Рассмотрев их, суд счел факт мнимости доказанным, сделку признали недействительной. Решение было вынесено 8 февраля, тогда же оно вступило в законную силу. Поскольку в 2011 году Дмитрий Авдюшин умер, право собственности перешло к его матери. Она снова стала законной владелицей своего жилья.

 

Алкоголик - лучшая «мишень»

В январе этого года северская прокуратура вернула жилье еще одному потерпевшему. История классическая: пьющий мужчина по фамилии Оськин жил один, его часто навещала сестра, но в 2010 году у них заболела пожилая мать, и женщина отвлеклась на другие заботы.

Тем временем у Семена Оськина появился новый приятель по фамилии Суворов. Постучался в дверь, сообщил, что родители его живут по - соседству, предложил выпить. Оськин, конечно, согласился - на этой почве и завязалась дружба. В ходе одного из застолий Суворов предложил собутыльнику сделку - обмен квартиры на комнату с доплатой 600 тысяч рублей. Оськин, отродясь таких денег не имевший, согласился.

После того как дело было сделано, Семен получил новый статус - бездомный. Ибо ни денег, ни комнаты он не увидел. Деваться некуда, подался жить к матери. В течение короткого времени квартира Оськина была перепродана несколько раз. От Суворова она перешла к некоей Якубовской. Ее супруг был северским бизнесменом, «очень активно» занимался недвижимостью. В силу профессии имел дело не только с безобидными алкоголиками, но и с влиятельными людьми. Кто-то из них жестоко наказал риэлтора: в феврале 2011 года его похитили и убили.

После Якубовской собственником квартиры стал господин Палтусов, также работающий на рынке недвижимости. Затем жилье еще раз продали. На этот раз владелицей стала Светлана Максименко - обычная, совершенно бесхитростная северчанка. Она и оказалась крайней.

- Родственники Оськина пришли к нам с заявлением, - говорит прокурор Андрей Екименко. - Результаты проведенной проверки не оставляли сомнений - собственника обманули. Мы обратились в Северский городской суд с иском об истребовании имущества из незаконного владения. Оценив представленные нами доказательства, суд удовлетворил иск, квартиру вернули Оськину.

Но здесь встал новый вопрос, как быть с Максименко. Она осталась без денег и без жилья. В суд был направлен еще один иск о возмещении Максименко стоимости утраченного жилья. Ответчиком по нему признали Палтусова. Родственники Оськина с пониманием отнеслись к женщине и позволили ей пожить в его квартире, пока не разрешится ситуация.

 

Как сохранить квадратные метры

Недавно в прокуратуру закрытого города поступили еще два заявления. В одном случае жилья лишился человек, больной шизофренией. В другом - дочь-наркоманка подарила половину трехкомнатной квартиры. Мать - собственница второй половины обратилась за помощью в прокуратуру. Кстати, к этой истории «приложил руку» человек, замешанный в истории с Оськиным.

- Асоциальные люди находятся в повышенной группе риска, - говорит Андрей Екименко, - черные риэлторы их без внимания не оставляют, поэтому родственникам таких людей нужно быть внимательными вдвойне.

Попасть в неприятную ситуацию с квартирой могут и обычные люди. Поэтому перед приобретением следует как можно больше узнать о жилье, которое вы собираетесь приобрести. В том случае, если за последнее время квартира неоднократно меняла хозяев, - это серьезный повод задуматься и поискать другой вариант.

(Имена и фамилии потерпевших изменены).

Статьи по теме

Комментарии

Наверх