В России стартует Единый портал государственных услуг

15 Декабря 2009
В России стартует Единый портал государственных услуг

 

В России 15 декабря начинает действовать единый портал для предоставления электронных госуслуг в интернете в режиме "одного окна".

 Предполагается, что благодаря "электронному правительству" россияне смогут получать основные государственные услуги через интернет. Однако пока в интернете можно будет лишь получить информацию о госуслугах, оказывать их по Cети чиновники станут только через несколько лет, пишут "Ведомости".

Как рассказал глава Минкомсвязи РФ Игорь Щеголев, портал электронного правительства откроется в 15:12 по московскому времени. На первом этапе в этой единой онлайн-справочной будет доступна информация о более чем 100 федеральных услугах, включая 74 приоритетных, а также о более чем 250 региональных. "Впоследствии портал регулярно будет пополняться и наполняться", - заверил министр.

"Со временем на этом портале должен появиться перечень всех услуг, которые оказывают населению федеральные и местные органы власти. Допустим, получение госпомощи в виде социальных выплат. Или вот это: "Государственный технический осмотр транспортных средств", - пояснил министр в интервью "Комсомольской правде". Правда, пока на портале можно будет только посмотреть, где и в какое время они оказываются, какие документы для этого нужны, говорится в пресс-релизе Минкомсвязи.

"Если с 15 декабря можно будет посмотреть, в основном, где и какие услуги предоставляются и какие документы нужны для их получения, то уже с начала следующего года по большинству можно будет распечатать бланки и даже заполнить их на портале", - рассказал Щеголев.

По словам министра, в 2010 году россияне смогут получать порядка 300 федеральных услуг на одном интернет-портале: бланки и информацию для получения паспорта, соцпомощи, путевок, пенсий. Будет там и информация о налогах, начисленных гражданину, - например, о транспортном, земельном, имущественных. Планируется также поместить данные о штрафах ГИБДД.

"По сути первая социально значимая часть проекта "Электронное правительство" реализована, - считает гендиректор исполняющей проект компании "Ростелеком" Антон Колпаков. - Теперь компании предстоит обеспечить консолидацию региональных, федеральных и отраслевых данных в один механизм".

Перечень остальных госуслуг, которые будут переведены в электронный формат, еще не подготовлен, говорит замдиректора департамента Минэкономразвития Максим Паршин.

Муниципалитеты же смогут в полной мере войти "в систему электронного правительства после принятия закона "Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций", который сейчас рассматривается Госдумой", добавил он.

Особое внимание разработчики уделили интерфейсу сайта. "Он должен стать интуитивно понятным любому пользователю", - обещают в министерстве.

"Если пользователь знает, какое ведомство оказывает услугу, он кликнет на его название, если не знает, сможет получить информацию по рубрике "жизненная ситуация", например "операции с недвижимостью" или "получение загранпаспорта", - рассказывает пресс-секретарь Минкомсвязи Елена Лашкина. Со следующего года по большинству госуслуг на портале можно будет заполнить необходимые бланки и распечатать их, обещают в министерстве, а с 2012 г. подать документы в электронном виде. После начала работы зоны .рф в конце марта на сайт можно будет зайти по ссылке госуслуги.рф, домен уже зарезервирован, отмечает Лашкина.

Если портал заработает без сбоев, то проект можно только приветствовать, говорит предправления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин: "Лицо российского чиновника нужно прятать, чтобы экономить время, нервы и деньги людей".

Портал разрабатывается очень долго, несколько лет, напоминает доцент ВШЭ Павел Кудюкин, но до сих пор не решены некоторые правовые вопросы: "Есть около трех сотен разных законов отраслевого регулирования: по ним услуги оказываются только при личном присутствии гражданина". До сих пор не решен такой ключевой технический процесс, как электронная идентификация получателя услуги. Ведь чтобы подать документы на загранпаспорт или поставить на учет автомобиль, нужно подтвердить свою личность, сам факт своего существования в "невиртуальном пространстве".

Предлагаемое решение в виде электронно-цифровой подписи слишком дорого для большинства граждан. Возможные варианты – номера паспорта, пенсионного свидетельства и социального страхования, ИНН, номера мобильных телефонов – открывают возможности для подлогов и махинаций, так как вся эта информация известна в полном объеме как минимум отделам кадров, а переведенная в электронный формат она становится довольно легкой добычей хакеров и торговцев подобных баз данных.

Между тем, отмечает "Независимая газета", новый портал gosuslugi.ru далеко не "первопроходец" – у него был предшественник. В январе 2009 года был запущен Общероссийский государственный информационный центр (ОГИЦ). На создание его инфраструктуры ФГУП НИИ "Восток" затратил 495 млн рублей. Однако проект стяжал критику экспертов, которые обвинили его разработчиков в том, что их представления о возможностях онлайновых сервисов ограничиваются возможностью получения адреса нужного чиновника или распечаткой бланка документа, который надо заполнить и лично отнести тому самому чиновнику. В итоге президент Дмитрий Медведев, посмотрев этот портал, назвал его "химерой".

Источник:TOPNEWS
Наверх