В Москве арестован банкир грузинской мафии, устроившийся работать в Арбитражный суд
Борис Сокальский может быть причастен к убийству зампреда ЦБ Андрея Козлова – он отозвал лицензии у всех его банков. В Арбитражном суде, где он проработал всего неделю, он занимался вопросами о банкротстве банков – в том числе и своих собственных.
Бывший глава НЭП-банка – участника скандала о «грузинской мафии» – арестован в Москве. Зампред ЦБ Андрей Козлов незадолго до убийства инициировал отзыв лицензий у банка Бориса Сокальского. Следственный комитет МВД считает Сокальского причастным к отмыванию 62 миллиардов рублей.
В среду, 28 марта, Тверской суд Москвы арестовал секретаря Арбитражного суда столицы, бывшего владельца скандально известного НЭП-банка Бориса Сокальского. Как сообщили в Следственном комитете МВД России, в отношении бывшего банкира возбуждено уголовное дело по трем статьям УК РФ: ст. 172 («Незаконная банковская деятельность»), ст. 186 («Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг») и ст. 201 («Злоупотребление полномочиями»). В ближайшее время ему должны быть предъявлены обвинения, сообщает Газета.Ru.
По данным СК МВД, Борис Сокальский, организовав преступную группу из числа сотрудников НЭП-банка и своих знакомых, увел в теневой оборот более 62 млрд рублей. Преступления, по данным Следственного комитета, были совершены еще в то время, когда Сокальский был председателем правления КБ «Новая экономическая позиция».
Следственный комитет МВД инкриминирует Сокальскому также нарушение двух статей Конституции РФ: об исключительном праве РФ на финансовое регулирование (ст.71 Конституции РФ), а также о причинении вреда осуществлению основной функции Центрального банка России по защите и обеспечению устойчивости рубля (ст.75 Конституции РФ).
В сентябре 2005 года Центробанк отозвал лицензию у НЭП-банка, установив факты отмывания преступных доходов. Банк, в частности, не направлял в Федеральную службу по финансовому мониторингу сообщения по операциям, подлежащим обязательному контролю, а также нарушал порядок идентификации своих клиентов. В ноябре 2005 года Арбитражный суд Москвы признал НЭП-банк банкротом.
Уже после отзыва лицензии выяснилось, что Борис Сокальский имел отношение еще к нескольким банкам с сомнительной репутацией.
В частности, по данным Агентства по страхованию вкладов, Сокальский был теневым владельцем банков «Центурион», «Родник», «Вертикаль» и НЭП-банка, лицензии у которых были отозваны ЦБ на основании закона о борьбе с легализацией преступных доходов. Свое расследование в отношении Сокальского проводил и Департамент экономической безопасности МВД России. Там выяснили, что у «НЭПа» были и другие подконтрольные структуры – АКА-банк, а также некоммерческие организации «Фонд стратегического планирования» и «Фонд социальной поддержки инвалидов, ветеранов войны, труда и Вооруженных сил». Владельцем последнего является Леонид Попов, которому принадлежит контрольный пакет акций банка «Центурион» – Центробанк отобрал лицензию у этого банка в августе 2006 года по подозрению в отмывании преступных доходов.
Месяц назад Борис Сокальский и его знакомый Леонид Попов добились возбуждения уголовного дела на сотрудника «Агентства по страхованию вкладов» по факту коммерческого подкупа в процессе ликвидации банка «Центурион». В отношении ликвидатора АСВ Василия Беднина Мещанская прокуратура завела уголовное дело. Согласно заявлению Сокальского и Попова, 2 млн рублей по договору о переуступке прав требования должны были перейти фирме, подконтрольной Василию Беднину. Кроме того, Попов должен был подписать заявление об отказе прав требований на еще 2,7 млн рублей в пользу самого конкурсного управляющего. После задержания инспектору АСВ Василию Беднину было предъявлено обвинение по ч. 4 ст. 204 УК РФ («Коммерческий подкуп, сопряженный с вымогательством»), однако Мещанский суд отказался его арестовать.
Руководство АСВ заявило, что их ведущий специалист стал жертвой оговора и мести со стороны Бориса Сокальского. Как сообщили представители АСВ, дело в отношении Василия Беднина пока еще находится в стадии расследования.
Отчасти благодаря деятельности АСВ, кстати, Борис Сокальский и его НЭП-банк еще в октябре 2006 года попали в громкий скандал с «грузинской мафией» и отмыванием $7 млрд.
В начале октября 2006 года в ходе антигрузинской компании ДЭБ МВД России сообщил о сенсационном разоблачении криминального синдиката из банкиров-оборотней. За полгода руководители двух коммерческих банков – ВЕК-банка (лишен лицензии в июне 2005 года) и НЭП-банка легализовали около $7 млрд, сообщили тогда в МВД России. Как выяснилось, банковские махинации контролировались 32-летним Джумбером Элбакидзе – криминальным авторитетом из Тбилиси по кличке Джуба, проживающим в России по поддельному паспорту. Всего, по данным следствия, он держал под контролем восемь кредитных организаций в России. Большинство отмытых через банки денег уходили в Грузию.
Частично информация об отмывании средств поступила в Департамент экономической безопасности МВД из Агентства по страхованию вкладов, которое считают любимым детищем первого зампреда ЦБ РФ Андрея Козлова.
Эту историю раскручивал и сам зампред ЦБ РФ Андрей Козлов.
Он проявлял активный интерес к Борису Сокальскому: практически все банки, приписываемые этому банкиру, были лишены лицензии после проверок, инициированных Козловым. Кроме того, у руководства НЭП-банка был еще один повод для неприязни к Андрею Козлову. Этому банку, активно привлекавшему частные вклады под высокие проценты, так и не удалось войти в систему страхования вкладов, идеологом которой был первый зампред ЦБ.
Накануне некоторые российские СМИ сообщили, что Генпрокуратура уже разрабатывает альтернативную версию убийства Андрея Козлова, связанную с его конфликтом с банком «Центурион», ВЕК-банком и НЭП-банком. Впрочем, официальных подтверждений этому пока нет.
Что же касается последнего места работы Бориса Сокальского, то и здесь не обошлось без сюрпризов.
Как сообщили в Арбитражном суде Москвы, Борис Сокальский устроился к ним на работу 19 марта 2007 года. А был уволен уже через неделю, за день до ареста.
Как сообщил осведомленный источник, за время, проведенное в Арбитражном суде, Сокальский мог заниматься вопросами банкротства приписываемых ему банков.
«Я был в шоке, когда узнал, что Сокальский работает в банкротном составе суда, который как раз рассматривает банкротство его банков, – отмечает источник в банковской сфере, – Находясь в такой близости к документам, имеющим важное значение и влияющим на ход дела, он имел возможность их заменить или что-то исправить в них. Такого цинизма я еще не видел».
Каким образом банкир, подозреваемый в отмывании крупной суммы денег, попал на работу в Арбитражный суд, там сообщить затруднились.