Уйди, противный, ты радиоактивный
Самое интересное – сразу начать делать ставки на то, кто из большой семьи, отправившейся в приятное автопутешествие по американскому югу, доберется до финальных титров. Глава семейства – бывший полицейский, серьезный мужчина с большим пистолетом? Его зять – очкастый либерал с могендовидом на груди? Его жена? Жена полицейского? Их дети-тинейджеры? Младенец, наконец? Может быть, хотя бы две овчарки?
Чтобы не трепать попусту нервы, предупредим сразу – одна из собак выживет. Что же касается прочих путешественников – одних ждет огонь, других – пуля, оставшихся – духовное преображение и осознание неких весьма актуальных истин.
А начнется история даже не в тот момент, когда путешествующее семейство решит срезать дорогу и проехать среди пустынных холмов, а еще на титрах. Живописные картины ядерных испытаний под приятную музыку оставляют очень внятное ощущение, что ничего отвратительней атомной бомбы человечество не придумало. Холмы с глазами – это ядерный полигон, где когда-то стоял шахтерский городок. Кода правительство принялось выселять аборигенов, некоторые из них отказались уходить, укрылись в шахтах, облучились и нарожали чудовищных мутантов-людоедов.
Продукт жизнедеятельности отпрысков обнаружит один из героев в кратере от взрыва – бесчисленные машины, трейлеры, грузовики, чьи хозяева сгинули в этих холмах.
Римейк (а «У холмов есть глаза» – это новая версия ленты Уэса Крейвена 1977 года) – затея всегда сомнительная.
Собственно говоря, картина и использует, кажется, все сюжетные штампы жанра – непроходимая тупость героев, их невоспитанность и самодовольство, как всегда, являются основной пружиной действия. Однако то ли от того, что Крейвен сам спродюсировал постановку, то ли под воздействием излучения оригинала, фильм сложился во вполне актуальное высказывание. Мутанты оказались не полубезумными людоедами, а вполне респектабельными чудовищами – котелок, уоки-токи и хорошее чувство юмора. Вполне могли бы появиться, скажем, в «Звездных войнах». Свирепость жертв, всегда затмевающая жестокость агрессоров, оказалась на высоте, особенно юная блондинка с киркой в руках.
А городок, построенный военными для испытания воздействия ядерного удара и населенный сотнями потрескавшихся от старости манекенов, – это вообще восхитительно.
В этом городке, где и проживают среди манекенов чудовища с холмов, состоится примечательный диалог, который дает ключ к пониманию всей этой затеи. Очкастый либерал наталкивается на прикованного к креслу мутанта, чья чудовищных размеров голова не позволяет ему передвигаться. Поблескивая злобными глазенками, урод произнесет сакраментальное «это вы нас сделали такими».
Хоррор всегда был прекрасным средством для политического высказывания. Сегодня, в эпоху ужасов политкорректности – стал чуть ли не единственным. «У холмов есть глаза» вполне доходчиво сообщает, что искалеченные ядерными испытаниями чудовища не перестают быть чудовищами от того, что цивилизация перед ними виновата. Весьма актуальное суждение для Америки, в дверь которой колотят бесчисленные кредиторы, пытаясь предъявить счет за свои страдания.
Иммигранты, обитатели стран третьего мира, экологи, зеки из Гуантанамо, антиглобалисты – мы сочувствуем вашему горю.
Но советуем вести себя прилично, не то придет полуголая заплаканная блондинка с киркой и проломит вам башку.