Утром деньги, вечером стулья
«Белый дом» не пускает депутатов делить деньги для инвестиционных проектов.
Подчиненные губернатора Виктора Кресса надеются, что администрации области все-таки удастся провести через Думу программу социально-экономического развития до 2010 года без корректировки инвестиционных проектов «Белого дома». Все остальные разделы программы департамент экономики администрации ко второму чтению готов переписать так, чтобы было понятно не только думцам, но и рядовым гражданам. В «Белом доме» хотят, чтобы экономическая эффективность инвестиционных проектов, в которых предусматривается доля бюджетного софинансирования, перестала быть жертвой политических компромиссов.
Программа социально-экономического развития Томской области до 2010 года, прошедшая первое чтение в стенах областного парламента в последний день февраля, будет дополнена. Как сообщалось в прошлом выпуске «Деловой среды», депутаты потребовали от разработчиков программы конкретизировать цели по целому ряду направлений развития области, чтобы из документа было ясно, к какому конечному результату приведет реализация того или иного проекта. Глава департамента экономики «Белого дома» Борис Мозголин пообещал, что ко второму чтению проекта программы такие дополнения в документе появятся. Более того, чиновники решили пойти еще дальше, чем требовали депутаты на последнем собрании, и сделать процесс доработки программы публичным. В конце прошлой недели программа социально-экономического развития была представлена журналистам. С одной стороны, такая публичность позволит вывести процедуру утверждения программы за рамки двусторонних отношений между чиновниками и думцами, а с другой - это своеобразная страховка разработчиков от возможного лоббирования депутатами своих проектов, которые не вписываются в нормативные требования.
Такой страховкой от «политических рисков» является и нормативная база, позволяющая ранжировать инвестиционные проекты безотносительно их составляющей. Департамент экономики предлагает оценивать все проекты с помощью сложной логарифмической системы. Проекты должны оцениваться по двум основным параметрам: эффективности и реализуемости. На основе математических формул высчитывается балл по каждому из параметров, и проект, получивший высший балл, автоматически попадает в список первоочередных. Его реализация, как утверждают в администрации, должна соответствовать стратегическим целям, которые определены в недавно принятой стратегии развития Томской области.
В администрации называют новую систему оценки инвестиционных проектов совершенно новой. По словам главы департамента экономики Бориса Мозголина, она никогда ранее не использовалась при разработке подобных программ. Как заявил чиновник, вся программа социально-экономического развития до 2010 года разработана на основе методик расчетов, которые в стратегическом планировании являются новаторскими. Пока их даже не использует Минэкономразвития, где все программы субъектов РФ должны утверждаться. Более того, как уверил нас Борис Мозголин, теоретический курс по этой методологии сейчас не преподается даже на экономических факультетах томских вузов. После всего этого трудно было представить, что проект программы социально-экономического развития Томской области не вызовет у депутатов на первом чтении никаких вопросов.
Как призналась в разговоре с корреспондентом «Деловой среды» глава комитета прогнозирования департамента экономики Ирина Черданцева, ввести новую систему оценки инвестиционных проектов чиновников «Белого дома» заставила нужда. «Первоначально в департамент экономики было представлено около 200 инвестиционных проектов, из которых 105 являются бизнес-проектами, 48 – инфраструктурными и 43 – социальными. Понятно, что для их реализации требуются очень серьезные деньги. Бюджет не может потянуть все. Поэтому мы решили пойти по новому для нас пути и использовать международный опыт экспертизы инвестиционных проектов», - утверждает Ирина Черданцева. Таким образом, список проектов, попавших в программу социально-экономического развития, сократился в четыре раза. Лишь 48 проектов получили статус первоочередных. Из них лишь половина являются бизнес-проектами. Среди них, например, есть проекты по организации опытного производства по добыче и переработке циркониевых песков, строительству газохимического комплекса, развитию лесопромышленного производства в Первомайском районе.
Проекты организации в Томске технико-внедренческой зоны (ТВЗ) и создание в Асине производства стульев, вызвавшие у депутатов недоумение своим соседством в списке, также в их числе. Депутатов поразило, что в списке проектов ТВЗ стоит после стульев. Как это можно оценить с точки зрения эффективности и реализуемости, о которых в администрации области так много говорят в связи с новаторскими методиками программы, думцы не поняли. Глава департамента экономики считает, что в соседстве в списке двух несопоставимых по масштабам инвестиционных проектов нет никаких противоречий.
- В материалах программы мы не ранжировали проекты по их значимости, - утверждает Борис Мозголин. - В программу они попали в том порядке, в котором поступили к нам. Какой из двух проектов эффективнее? Наверное, тот, который при минимальном финансировании быстрее даст отдачу. Сегодня мы субсидируем процентную ставку, а уже завтра в Асине начнет работать новое производство, продукция которого будет экспортироваться за рубеж по заказу датской компании. Конечно, с точки зрения эффективности и реализуемости этот проект выше ТВЗ. Другой вопрос, что по значимости и масштабу они, конечно, не сравнимы.
На собрании Думы, где проект программы рассматривался в первом чтении, депутат Рашид Аминов предложил разработчикам включить в список первоочередных проектов, которые будут финансироваться в 2006 году, проект организации тепличного хозяйства. "Почему этот проект даже не рассматривался?" - недоумевал с трибуны депутат. Борис Мозголин недоумение Рашида Аминова не разделяет. По мнению чиновника, если депутат хочет строить теплицы и выращивать в них огурцы, пусть делает это. «Никто не может ему этого запретить. Другой вопрос, что если Аминов хочет получить под реализацию этого проекта бюджетные деньги, то пусть становится в очередь. Его проект должен пройти всю цепочку экспертиз. И совершенно не факт, что после этого проект попадет в список первоочередных», - считает глава департамента экономики.
Чиновники уверяют, что методология отбора инвестиционных проектов и нормативная база программы не будут изменены в процессе согласительных процедур между первым и вторым чтением в Думе. Это означает, что «Белый дом» пока по-прежнему не допускает депутатов к своей инвестиционной политике. Несмотря на то, что программа социально-экономического развития утверждается думцами, полномочий депутатов не хватит на то, чтобы корректировать список инвестиционных проектов.
Ирина Черданцева, глава комитета прогнозирования департамента экономики администрации области:
- Экспертиза инвестиционных проектов проводится по двум показателям: реализуемость и эффективность. Каждый проект оценивался по этим критериям. Что мы подразумеваем под реализуемостью? Прежде всего это наличие денег на территории для реализации проекта. Второе: наличие полномочий. Может ли администрация Томской области заниматься реализацией того или иного проекта, или это полномочия федерального правительства? С точки зрения эффективности, главным критерием является соответствие проекта стратегическим целям. Если проект соответствует стратегической цели и является приоритетным, то он получает большую оценку эффективности, для которой мы ввели логарифмическую систему.
Когда мы провели оценку всех проектов на основе такой логарифмической экспертизы, выяснили, что наибольшие оценки эффективности и реализуемости получили только 48 из 196 представленных проектов. Часть из них уже реализуется, и мы их просто пролонгируем. Другие будут поддержаны департаментом после того, как авторы этих проектов направят свои заявки в координационный совет. Мы предлагаем государственной думе при определении проектов для финансирования использовать нашу систему отбора и реализовать на территории Томской области в 2006 году только 48 проектов. По большому счету, нас даже не волнует составляющая этих проектов. Нас волнует эффективность и реализуемость.