Уплывет ли в Томь Лагерный сад?

15 Апреля 2006
Уплывет ли в Томь Лагерный сад?

Если не продолжать противооползневые работы, все вложенные средства окажутся выброшенными на ветер.

«Томский вестник» уже не раз поднимал проблему «уплывающего» Лагерного сада. В публикациях газеты рассказывалось о том, как это уникальное с археологической и исторической точек зрения место было почти угроблено человеком. Вопреки предостережениям ученых об оползневых процессах, здесь были построены спорткомплекс и профилакторий ТИЗа, корпуса ТУСУРа и СФТИ, здание Технопарка, гаражи и, наконец, монументальный памятник павшим в Великую Отечественную войну.

Робкие голоса оппонентов возведения мемориального комплекса не были услышаны, и тяжеленная конструкция сомнительного художественного достоинства обосновалась в многострадальном саду. Однако в начале 90-х власти взялись за ум. Почти миллиард рублей ушел на разработку проекта и проведение противооползневых работ, в которых, помимо ФГУДП «Тулапроект», участвовали «Мосшахтострой» (Щекино), «Оргтехстрой» (Томск), ТПУ, Томсктисиз, «Томскстройреставрация» и другие организации. Многое удалось сделать. Например, запуск в эксплуатацию 15 сквозных фильтров и 27 водопонижающих скважин позволил отводить в Томь значительное количество воды. На протяжении более километра береговой линии уровень подземных вод упал на пять с половиной – шесть метров, опасность разрушения зданий на этом участке резко снизилась. Однако опасность «подмыва» памятника и части Лагерного сада сохранилась: оползневые процессы здесь продолжаются. Как же обстоят дела там сегодня?

По словам директора ООО «Оргтехстрой» Вячеслава Терентьева, чье предприятие ведет противооползневые работы, в нынешнем году над Лагерным садом, как никогда прежде, нависла серьезная угроза. Томичи, говорит Терентьев, хорошо осведомлены о том, что уникальное плато расположено в оползневой зоне. Знают, что более миллиарда рублей уже вложено в разработку проекта и проведение противооползневых работ в прежние годы. Да, водопонижающие скважины и штольня, собирающая сточные и ключевые воды, строились медленнее, чем того требовал склон, но берегоукрепительные работы все-таки продвигались. Даже в самые тяжелые (в финансовом смысле) 90-е годы администрации Томска и области находили возможность поддерживать противооползневые мероприятия, настойчиво «выбивая» средства в Москве, в федеральном бюджете. Шахтеры, механизаторы, строители работали круглогодично. В результате западная часть Лагерного сада, по оценкам специалистов, уже не вызывает опасений.

Но все эти миллионные вложения и многолетние усилия многих организаций могут оказаться напрасными, бьет тревогу Тереньев. Потому что в нынешнем году, в отличие от прошлых лет, до сих пор нет ясности: какая именно будет профинансирована работа и будет ли она продолжена вообще? На чемоданах сидят шахтеры из Тулы, а ведь им осталось процентов 30 от всего объема запланированных работ – еще два-три года, и вполне можно было бы полностью завершить начатое дело. Без должного внимания окажется и частично обустроенный речной склон. Если его не поддерживать, все вложения можно считать выброшенными на ветер. Что уж говорить о восточной части берега: она, расположенная за станцией водозабора, продолжает ползти к Томи.

Накануне российско-германского саммита находятся деньги для санации старых «хрущевок», ремонта дорог, подсветки зданий. Желание власти встретить гостей в «прибранной квартире» понятно и объяснимо. Но ведь и Лагерный сад – не задний двор, это парадные ворота города, и только в силах власти сохранить его для потомков.

Комментарий в тему

Геннадий Храбров, начальник отдела целевых программ департамента градостроительства и перспективного развития города администрации Томска:

- Ни в городском, ни в областном бюджетах сегодня нет денег на продолжение противооползневых работ в Лагерном саду. И губернатор, и мэр понимают всю серьезность проблемы, однако решить финансовый вопрос не могут. Перспективы на ближайшее время в этом смысле пока не очень оптимистичные.

Наверх