Ученые выяснили причину плохого самочувствия при авиаперелетах
Американские и датские ученые во главе с Чарльзом Уэшлером, химиком из университета медицины и стоматологии в Нью-Джерси, провели исследование и выяснили, что когда у человека в самолете во время полета начинает болеть голова и появляется ощущение сухости в глазах, винить нужно вовсе не вентиляционную систему самолёта.
Первопричиной является взаимодействие жиров нашей кожи и озона, которого значительно больше в верхних слоях атмосферы и который попадает в салон, пишет Membrana.ru.
Данное исследование, детально описанное в журнале "Экологическая наука и технология", возможно, увеличит комфортность дальних рейсов.
Для того, чтобы понять суть происходящих процессов, ученые имитировали 4-х часовой полет на макете самолета для двух групп волонтеров (16 женщин). В течение "перелета" воздух в кабине менялся, как в реальных условиях (то есть изменялась концентрация озона, а также исследователи изменяли скорость воздухообмена в кабине).
В результате выяснилось, что повышенные уровни озона вызывают усиленные реакции с участием кожных жиров, приводящие к появлению в воздухе салона таких веществ, как ацетон, каприновый альдегид, муравьиная и уксусная кислоты и других. Именно они и вызывают головные боли, раздражение слизистых оболочек (в частности, носа и глаз) и прочие неприятные ощущения при перелёте.
Причем своим появлением они обязаны таким соединениям, как сквален и олеиновая кислота, присутствующим на коже, волосах и одежде человека.
Ученые планируют провести дополнительные исследования, чтобы понять связь между этими побочными продуктами и возникающими негативными симптомами. Если эта связь будет полностью доказана, то "надо будет сделать не так много, чтобы ограничить их появление", — говорит Уэшлер.
Например, можно эффективнее разлагать озон внутри вентиляционной системы самолета, что позволит значительно снизить его концентрацию в воздухе салона. Особенно это актуально для самолётов с маленьким салоном. Уровень озона в таких самолётах может превышать не только предельно допустимый, но, к примеру, и уровень приземного озона, в центрах больших городов в самые неблагоприятные дни.