У Toyota внеплановое привлечение клиентов: Китай не остался в стороне.
Это до какой же степени Toyota должна трепетать перед бездонным рынком Китая, чтобы вести себя в этой стране так же прилично, как и по всему миру.
Отзыв 75 тыс. машин из-за коряво сделанной педали газа, в стране, где половина машин вообще не пригодны к эксплуатации, а непритязательность населения не знает границ, означает, что Китай расценивается японцами как чрезвычайно важный рынок и стоит вровень с Америкой. Но в Америке народ к отзывным кампаниям приучен и знает в них толк, а в Китае это диковина.
Конечно, в этой ситуации есть пара нюансов. Во-первых, каким бы диким ни было население, позволяющее себе ездить на откровенно ужасных поделках, о его благе заботится государство. И даже если Toyota и попыталась бы пройти мимо собственной ошибки, в Китае есть Государственное управление по контролю и качеству, которое и население дрессирует, заставляя его пользоваться более приличными вещами, чем оно само хочет, и всем прочим навязывает общепринятые правила игры. И если б производитель отмахнулся от дефекта, то на него тут же навалилось бы китайское государство, вооруженное правосудием, и накрыло бы японский бизнес одним большим медным тазом.
Во-вторых, это только на непосвященный взгляд отзывная кампания портит имидж. На самом деле, часть народа после такой заботы фирму начинает еще больше уважать, да к тому же и сама фирма не остается в накладе. Получив под отзывную кампанию клиента в руки, сервис кроме бесплатной замены невзначай намекает, что под сурдинку неплохо бы еще кое-что отрегулировать, проверить, поменять. Но уже за деньги. Поэтому производитель, признаваясь в ошибке и якобы посыпая голову пеплом, на самом деле пригоняет в свои сервисы несметное количество внеплановых клиентов, обеспечивая загрузку мощностей. А как известно, в автобизнесе главный доход получается не от продажи машин, а от их ремонта.
Именно поэтому Toyota так масштабно, на весь мир, призналась в плохой педали газа и стала пинком загонять в ремзоны миллионы клиентов. Продажи упали, зато сервис не простаивает. Америка и Европа привычно отозвалась. И Китай не остался в стороне. Причем все остались довольны. Китайские госорганы употребили власть по прямому назначению, Toyota получила загрузку ремонтных мощностей, клиенты узнали о цивилизованных правилах игры и стали привыкать к приличной жизни. Хотя в ситуации, когда по стране ездят подделки под Toyota, плохо скопированные и с дефектами не то что одной педали, а каждой детали в отдельности, дрессировка китайских клиентов становится для японцев чрезвычайно долгосрочной задачей.