У пассажиров российских авиалиний появится связь с землёй
Госкомиссия по радиочастотам может уже на следующей неделе разрешить использование сотовых телефонов в самолетах.
Запрет на использование пассажирами мобильной связи на борту технические специалисты объясняют тем, что во время взлета и посадки сигнал телефона может заблокировать связь экипажа самолета с наземными службами. А во время полета – привести к сбою в работе навигационной системы. Эту новость для радио "Вести ФМ" прокомментировал ведущий аналитик компании Mobile Research Group Эльдар Муртазин.
"Вести ФМ": Эльдар, здравствуйте!
Муртазин: Добрый день!
"Вести ФМ": Так что же теперь дает возможность отменить запреты и включить мобильный во время полета? Какие технические решения помогают не нарушать безопасность полета?
Муртазин: Фактически можно говорить о том, что те правила, которые действуют сегодня не только в России, но и в ряде других стран, были введены около 20 лет назад, когда использовались другие стандарты связи. В частности NMT, которые действительно влияли на навигационное оборудование. Сегодня де-факто такого влияния нет, нет ни одного доказанного случая аварии, либо сбоя работы оборудования. Исходя из этого, эти правила просто уходят в прошлое.
"Вести ФМ": А каков сам принцип работы такой связи? Базовая станция устанавливается внутри самолета, а с чем связывается сама базовая станция?
Муртазин. Так точно. Есть несколько вариантов, они зависят от оператора. Как правило, базовая станция связывается с наземными базовыми станциями. Если полет происходит внутри одной страны – это один и тот же оператор. Либо второй вариант, более дорогой, это возможна организация спутниковой связи, то, что мы видим на трансатлантических перелетах, где стоимость звонка достаточно высока. При этом вам не нужно будет просто подключаться к какому-либо телефону, вы со своего аппарата будете звонить.
"Вести ФМ": Сколько может стоить такое оборудование?
Муртазин: Такое оборудование (в расчете на один самолет) стоит не очень дорого. Это сумма порядка нескольких десятков тысяч долларов. Если говорить о стоимости услуги для абонента, она будет достаточно высока. То есть звонок с борта летящего самолета будет стоить как роуминг в довольно дорогой стороны, где-то 2,5 – 3 доллара как минимум.
"Вести ФМ": Такая услуга будет пользоваться популярностью?
Муртазин: Думаю, что да, потому что многие люди в самолете не хотят звонить не из-за причин безопасности, а в силу того, что это некий чужой телефон, они не могут конфиденциально что-то сказать. Многие будут пользоваться услугами, несмотря на дороговизну.
"Вести ФМ": Как обстоят дела с оказанием этой услуги в других странах? Ведь сотовую связь и доступ в Интернет пассажирам предоставляет уже много компаний. Это уже большинство?
Муртазин: Это не большинство, это услуга, как правило, на дальних перелетах. Я как пользователь использовал доступ в Интернет, когда он появился в "Люфтганзе", "Дельте", и могу сказать, что это пока неудобно. Низкая скорость передачи данных, постоянные обрывы и достаточно дорого.
"Вести ФМ": Как поведут себя российские операторы? Много ли из компаний сразу решат воспользоваться изменениями?
Муртазин: Я думаю, что компании так же, как и в метро, пойдут постепенно, они будут обкатывать технологию, пробовать, как это выглядит. Потому что имиджевые риски для компаний очень высоки. Высоки в силу сложившихся обстоятельств: много лет нам говорили о том, что пользоваться телефоном небезопасно. Компания, которая станет пионером, может собрать репутационные риски, когда ее абоненты будут говорить на борту. Если вдруг, не дай бог, что-то произойдет, возможно, тень этих проблем падет и на компанию.
"Вести ФМ": Значит ли это, что пионером станет кто-то из "Большой тройки"?
Муртазин: Да, безусловно, пионером будет "Большая тройка". Я думаю, что речь идет о компании Beeline, либо МТС.