Тут есть чему учиться
Опыт Агротехнического профессионального лицея №7 в селе Мельникове показали как пример для других учебных заведений
В селе Мельникове прошла коллегия Управления среднего и начального профессионального образования, которая определила задачи системы на 2011/2012 учебный год. Место проведения - Агротехнический профессиональный лицей №7 - было выбрано не случайно. Как пояснил возглавивший работу коллегии начальник областного Управления среднего профессионального и начального профессионального образования Владимир Шендель, «подготовка к учебному году и организация учебного процесса здесь находится на должном уровне».
В коллегии приняли участие ведущие специалисты Управления и руководители учреждений среднего и начального профобразования, приехавшие со всей Томской области. Работа началась с приятного события - открытия музей АПЛ-7, рассказывающего об истории учебного заведения (в этом году у него 35-летний юбилей). По завершении торжественной части хозяева и гости прошли в актовый зал, чтобы обсудить серьезные вопросы системы профобразования, связанные с работой в новом учебном году.
К 35-летнему юбилею АПЛ-7 здесь был открыт современный музей
Как привлечь молодежь?
С первым докладом выступил директор АПЛ-7 Андрей Свистунов, который рассказал о текущем состоянии дел в учебном заведении и планах. Как известно, сегодня одна из главных задач, стоящих перед системой начального и среднего профобразования, - это привлечение школьников, причем мотивированных на получение профессии, а не просто на то, чтобы «пересидеть» до армии или замужества. А привлечь таких учащихся может только одно - уверенность, что их обучение будет проводиться на современном уровне и в итоге они получат специальность, востребованную на рынке труда.
Коллективу АПЛ-7 успешно удается внушать эту уверенность молодежи, о чем говорит объективная статистика. В этом году вместо плана набора 150 человек лицей «добрал» по факту 200. Что интересно, подавляющее большинство ребят иногородние - из разных сел Томской области и даже с Алтая, из Красноярска, Кемерова, города Томска. Повышение интереса вчерашних школьников к обучению сельскохозяйственным специальностям в шегарском лицее - результат системной работы местных педагогов.
- Мы активно занимались профориентацией, - поделился опытом Андрей Свистунов. - Выезжаем с коллективом на встречи со школьниками, приглашаем делегации из школ к себе, водим их на занятия, экскурсии, чтобы показать условия для учебы и проживания. Более того, мы приблизили процесс обучения к месту проживания обучающихся. Если в прошлом году у нас был только один филиал – в селе Нелюбине, то с нового учебного году мы набрали в Нелюбино еще одну группу и открыли еще 2 дополнительных филиала – в Кафтанчикове и Богашеве.
Важно, что АПЛ-7 готовит не только своих ребят, но и помогает коллегам в рамках так называемого «сетевого взаимодействия», то есть обучая на своей базе предвыпускников других профильных учебных заведений. Коллеги идут на это, поскольку материально-техническая база шегарского лицея, имеющего статус Ресурсного центра, по направлениям подготовки - одна из лучших в Томской области, а значит, молодежь получает возможность осваивать новую технику под руководством опытных мастеров.
Практика, приближенная к жизни
Народная мудрость гласит: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому участники коллегии после выступления Андрея Свистунова отправились на экскурсию по лицею. чтобы самим оценить условия учебы и проживания. Даже на первый взгляд заметно: учебное заведение постоянно работает над тем, чтобы подготовка отвечала требованиям времени. В аудиториях имеются интерактивные доски, современные наглядные материалы, но наибольшее впечатление производит лаборатория по ремонту автотранспорта, оснащенная современным оборудованием, где ребята не только учатся работать, но и вместе с мастерами оказывают коммерческие услуги по ремонту автомобилей. Обучение, максимально приближенное к жизни, - золотое правило шегарских педагогов. Эффективную практику в лицее также обеспечивают учебное хозяйство (где выращиваются овощи, зерновые и картофель), деревообрабатывающий цех и другие объекты.
Хорошая практическая база дает результат в виде высокого качества подготовки ребят. Это видно, например, из того, что в этом году лицеист Александр Медведко занял 1-е место в областном конкурсе среди молодых механизаторов, а слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин Виталий Капранов стал лауреатом Президентской премии.
В этом учебном году у АПЛ-7 появится еще одна современная база для обучения благодаря Аграрному центру Томской области, которое передаст в пользование филиалу лицея в Нелюбине свой учебный центр стоимостью в 5 миллионов рублей. Это хороший пример социального партнерства, развитие которого также сегодня очень остро стоит перед учреждениями начального и среднего профобразования.
В улучшение условий обучения и проживания лицей вкладывает немалые средства. В текущем году на капитальный ремонт помещений и приобретение оборудования было направлено 2 миллиона 245 тысяч рублей, из них 650 тысяч - внебюджетные. Среди наиболее важных дел следует отметить установку теплосчетчиков, которые в теплом сентябре принесли учреждению такую экономию средств, что затраты на счетчики почти полностью окупились. Положительно оценили участники коллегии и капитальный ремонт шести комнат в общежитии лицея, что называется «под ключ», включая приобретение мебели. Владимир Шендель поддержал инициативу, обещав на 2012 год выделить АПЛ-7 500 тысяч рублей на продолжение ремонта.
- А другим учебным заведениям? – задали вопрос директора.
Начальник Управления пояснил, что и другие получат поддержку, если так же серьезно отнесутся к общежитиям.
- В 2012 году мы объявим конкурс на лучшее общежитие, оценим, кто и как вложил ресурсы в обновление, - сказал Владимир Шендель. - Премиальный фонд составит 1 миллион рублей.
План, готовый стать реальностью
Вернувшись с экскурсии в зал, коллегия перешла к рассмотрению проблемных вопросов в конкретных учреждениях областного начального и среднего профобразования. В основном ведущие специалисты Управления отметили, что пока в учебных заведениях есть большие проблемы с разработкой своих программ развития, которые должны составляться с учетом стратегии развития страны и региона. Вызвало нарекание и качество плановой документации, где у ряда учебных заведений отсутствуют такие важные разделы, как работа в соответствии с новыми образовательными стандартами, повышение имиджа учреждения, работа с социальными партнерами. В ряде учреждений вызывают вопросы профессиональная компетенция педагогов и уровень информационных технологий, когда даже у руководителей нет компьютера и Интернета. Работа по этим направлениям и должна стать главными задачами учреждений на 2011/2012 учебный год.
Что касается АПЛ-7, на базе которого проходила коллегия, то в адрес этого учебного заведения вновь прозвучала положительная оценка. В лицее были своевременно переработаны все программы дисциплин с учетом перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты. И, как рассказала заместитель директора АПЛ-7 Наталья Шараева, большее внимание уделяется повышению квалификации педагогов, в том числе внутрилицейское – на базе собственного медиацентра, оснащение которого позволяет осваивать новые преподавательские техники без отрыва от рабочего процесса. Разработан электронный учебник, то есть делается все возможное, чтобы усвоение учебного материала было наиболее удобным и эффективным, а выпускники были квалифицированными и востребованы предприятиями региона. Более того, лицей намерен повысить статус и стать техникумом.
Цели шегарское учебное заведение видит конкретно и твердо намерено идти по намеченному пути. Или, как говорит директор Андрей Свистунов:
- Мы готовы развиваться. Для этого есть все.