Цены на бензин растут
В росте цен на бензин большинство россиян обвиняют правительство, выяснил опрос ВЦИОМа. Власть обещает, что топливо в этом году не будет дорожать выше уровня инфляции. Однако радикальных налоговых мер, способствующих отвязке внутренних цен на нефть от мировых, до сих пор не принято.
Рост цен на бензин можно рассматривать как один из основных маркеров политических настроений в стране. Недовольство и поиск виноватых в постоянно меняющихся цифрах на ценовых табло АЗС четко делит страну на сторонников власти и оппозицию. Об этом свидетельствуют данные последнего отчета ВЦИОМа, проведенного 15 июля cреди владельцев автомобилей, копия которого имеется в распоряжении «Газеты.Ru». Среди респондентов, одобряющих деятельность Владимира Путина на посту президента страны, преобладает точка зрения, что ответственность за рост цен на бензин несут скорее крупные нефтяные компании, чем правительство (39% против 31%).
По мнению же большинства оппонентов президента (55%), главный виновник подорожания бензина – правительство.
При этом доля последних в общем числе опрошенных составляет 41%, в то время как возлагать вину на нефтяников склонны только 29%. И только 5–6% винят в дороговизне топлива оптовых торговцев или владельцев АЗС.
Oпрос ВЦИОМа показал, что расходы на бензин занимают одно из первых мест среди статей расходов российских граждан. Долю затрат на топливо в семейном бюджете 43% владельцев автомобилей назвали весьма существенной, еще столько считают ее значимой, но не очень. Поэтому говорить о развитии рынка качественного топлива довольно сложно: по данным социологов, покупать гарантированно качественный, но более дорогой бензин согласен только каждый второй владелец автомобиля (51%), каждый третий (31%) не согласен, a 18% затрудняются с ответом.
Чем старше респонденты, имеющие автомобиль, и чем ниже уровень их образования, тем выше среди них доля тех, для кого траты на бензин очень существенная часть семейного бюджета, и тем чаще они соглашаются покупать дешевый бензин, пусть и без гарантии качества.
Очевидно, что в ближайшее время топливо продолжит дорожать.
Если цена превысит 50 руб. за литр, то на общественный транспорт пересядут большинство владельцев автомобилей (57%), в их числе 18% будут вынуждены отказаться от использования автомобиля уже при цене 20 руб. за литр, 19% – при цене 30 руб., еще 10% – 40 руб. В любом случае не откажутся от использования автомобиля 30% автовладельцев, от 20% среди считающих себя плохо материально обеспеченными до 47% среди хорошо обеспеченных.
Впрочем, на рынке уверены, что до таких драматических последствий не дойдет. «Рост розничных цен на бензин связан прежде всего с резким ростом оптовых цен, которые в свою очередь привязаны к ценам на нефть, – поясняет президент Московской топливной ассоциации (МТА) Евгений Аркуша. – В начале июля произошел резкий ценовой скачок, и уровень оптовых цен на топливо превысил прошлогодний максимум. Розничная цена пока до максимума не дошла, но постепенно движется к нему».
Однако до 50 руб. за литр цена бензина не вырастет, уверен Аркуша.
«Такая цена нереальна, – говорит президент МТА. – В этом году и правительство, и нефтяники пообещали, что рост цен не превысит 10%, и они вполне способны справиться с выполнением такого обещания».
«Такой резкий скачок – до 50 руб. за литр – крайне маловероятен, как маловероятно и то, что автовладельцы пересядут на общественный транспорт, – соглашается аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Екатерина Кравченко.
- Цены на топливо растут постоянно, однако постепенно, и автовладельцы постепенно к этому адаптируются».
По мнению аналитика, единственный сегмент, который может серьезно затронуть повышение цен, это бензин марки АИ-76. Эта марка очень чувствительна к ценовым колебаниям, и повышение цены может негативно отразиться на его потребителях.
Дело в том, что это топливо используется для наиболее дешевых машин ранних годов выпуска, которыми сейчас владеют в основном люди старшего поколения с низким уровнем дохода.
Поэтому повышение цены на этот бензин может заставить автовладельцев серьезно задуматься о дальнейшем использовании личного транспорта.