Царственные особы

26 Апреля 2006

По своей воле в Томск приехал лишь цесаревич Николай Александрович.

Сибирь испокон веку была местом ссылки и убежищем для всех обиженных, униженных и оскорбленных. Одни, например, старообрядцы, бежали в Сибирь сами, других, неугодных властям, высылали насильственно. При этом далеко не всегда гонениям подвергались простые смертные. Узниками Сибири очень часто становились и весьма благородные особы. Так, в Томске в качестве ссыльных пусть и недолго, но проживали особы царского рода. По собственной воле к нам в 1891 году приезжал лишь Николай II, да и то тогда еще в ранге цесаревича.

Без вины виноватые

Первым знаменитым пленником Томска, по мнению исследователей, считается видный военный инженер, прадед «солнца русской поэзии» Абрам Ганнибал. Основные вехи его жизни, не в последнюю очередь благодаря родству с Александром Пушкиным, известны довольно хорошо. Сын эфиопского князя в малолетнем возрасте попал в Москву, где стал сначала камердинером, а потом и секретарем Петра I. Войдя в возраст, Ганнибал стал капитан-лейтенантом Преображенского полка.

После смерти благоволившего ему императора судьба нашего героя резко изменилась. В мае 1727 года «арап Петра Великого» был послан в Сибирь с поручением «измерить Китайскую стену». Вскоре последовало новое поручение – руководить постройкой Селенгинской крепости (территория современной Бурятии). Однако по приезде в Иркутск что-то заставило Ганнибала нарушить приказ «светлейшего князя» и отправиться назад в Петербург. В Северную столицу, правда, Абрам Ганнибал так и не доехал, а был возвращен с дороги и «с пристойным конвоем» в декабре 1729 года направлен в Томск. Здесь его было велено содержать с караулом, «дабы не мог оттуда уйти» вплоть до высочайшего указа.

В Томске Абрама Ганнибала поместили в одной из келий Алексеевского мужского монастыря. Место жительства опального «птенца гнезда петрова» тщательнейшим образом охранялось – под окном кельи, а также у внутренних и внешних дверей денно и нощно дежурили стражники, они же выводили пленника на прогулку. Впрочем, продолжалось ганнибалово заточение недолго – в марте 1730 года в Томск пришел протокол Верховного тайного совета, согласно которому Абрам Ганнибал отбыл майором в Тобольский гарнизон.

Не прошло и десяти лет, как пленницей Томска стала представительница одного из самых влиятельных и древних родов России, «царская невеста» - княжна Екатерина Долгорукая.

После смерти Петра I, а также его жены Екатерины I, скончавшейся в 1727 году, основной интригой царского двора стала женитьба наследника престола, малолетнего Петра II. На руку и сердце юного царя претендовали сразу две влиятельнейшие русские фамилии – Меньшиковы и Долгорукие. Победу в схватке одержал воспитатель Петра II член Верховного тайного совета Алексей Долгорукий. В результате хитроумных интриг он добился ссылки в Березов могущественного Меньшикова с семьей, а сам тем временем готовил свою дочь, княжну Екатерину, в русские императрицы. Все шло как нельзя лучше: 18 ноября 1729 года 17-летняя княжна была помолвлена с 16-летним царевичем, 30 ноября того же года молодых обручили. Но в ночь на 19 января 1730 года Петр II скончался от оспы.

После воцарения Анны Иоанновны, чьему избранию тщетно пытался противодействовать так и не состоявшийся тесть императора, Долгорукие подверглись опале и всей семьей были сосланы в Березов, в тот самый острог, куда двумя годами раньше по милости Алексея Долгорукого был заключен Александр Меньшиков с детьми. Года через четыре сам Долгорукий и его жена умерли, дети после смерти родителей продолжали жить в Березове. Однажды во время попойки, организованной одним из братьев Долгоруких, «увлеченный красотой государыни-невесты» таможенный подьячий Тишин высказал ей свои грубые желания, за что был бит офицером, которому пожаловалась княжна Екатерина. Тишин не стерпел обиды и написал губернатору донос, в коем утверждал, что Долгорукие резко отзывались об императрице Анне Иоанновне и ее фаворите Бироне. В результате данного происшествия князя Ивана, припомнив ему попытку подделать завещание Петра II, колесовали, остальных трех братьев после урезания языков сослали на Камчатку, а девиц разослали по монастырям.

Местом заточения и пострижения княжны Екатерины Долгорукой стал Томский Рождественский девичий монастырь. Монастырь был очень бедным. «Келья, в которой она жила, - писал Александр Адрианов, - представляла небольшую бревенчатую избушку вроде крестьянской бани... Караул был строгий... без постороннего лица княжне не дозволялось даже переменить белье». Питалась «государева невеста» подаяниями.

В 1741 году, после восшествия на престол, Елизавета Петровна вспомнила об опальной невесте своего брата, и 10 января 1742 года (всего через две недели после высочайшего указа) Екатерина Долгорукая была освобождена и навсегда покинула Томск.

В 1745 году в возрасте 33 лет княжна Долгорукая вышла замуж за графа Александра Брюса – дальнего потомка короля Шотландии Роберта Брюса, хорошо известного в современной России благодаря художественному фильму «Храброе сердце».

А был ли мальчик?

Красивая легенда о старце Федоре Кузьмиче известна, пожалуй, каждому томичу. При этом сразу необходимо сказать, что до сих пор доподлинно не известно, был ли многоуважаемый старец императором Александром I или история эта исключительно плод народного воображения. В конце прошлого столетия делались попытки поставить все точки над i, однако археологические раскопки могилы Федора Кузьмича производились под строгим контролем местных иерархов церкви, и вряд ли последняя в случае, если полученные результаты противоречат официальной версии, сочтет возможным раскрыть подлинное происхождение своего святого. Впрочем, все это уже неважно.

Неожиданная смерть Александра I породила в народе самые неожиданные слухи и предположения. С течением времени слухи и рассказы эти стали затихать, но во второй половине XIX века вновь возродились, но уже в Сибири.

Первые данные о Федоре Кузьмиче появляются через десятилетие после смерти. Как писал в «Томской старине» Александр Адрианов, «в 1836 году он (Федор Кузьмич – Ю.Т.) был задержан в Красноуфимске как бродяга, скрывавший свое происхождение, и, наказанный плетьми, сослан... в Томскую губернию». Сначала его водворили на казенный Краснореченский винокуренный завод, где он провел 5 лет. В течение последующих полутора десятков лет он бродил по окрестным деревням и обучал крестьянских детей грамоте. В 1858 году старец переселяется в Томск к купцу Семену Хромову (некоторые исследователи именно ему приписывают грамотный "PR" старца в качестве бывшего императора). Хромов поселил Федора Кузьмича в своей усадьбе, в специально выстроенном для старца домике, где тот и прожил вплоть до своей смерти 20 января 1864 года.

В завершение хотелось бы отметить, что «красивая легенда» о Федоре Кузьмиче закрепилась не только в умах простых людей. Судя по всему, то, что старец действительно был Александром I, допускали и сами Романовы. По крайней мере, цесаревич Николай, заезжавший в Томск летом 1891 года, посетил могилу Федора Кузьмича.

В 1985 году старец Федор Кузьмич был признан Церковью сибирским святым, а летом 1995 года его прах был перенесен в Казанский собор.

 

Наверх