Технология немецкая, мастера русские

06 Апреля 2006
Технология немецкая, мастера русские

Гости из Японии, Кореи и Москвы. И все – на «Томском пиве».

Хотя и связывают в мире русский народ по большей части с 40-градусным напитком, гостей из Японии и Кореи, а также столичных журналистов повезли показывать пивоваренное производство. Благо, есть у нас чем гордиться: «Томское пиво» сейчас не просто современнейшее предприятие, но и крупнейший сибирский производитель пенного напитка.

- Кроме того, «Томское пиво» вообще уникально, - рассказывает гостям хранительница музея Людмила Климова. – Здесь соединены воедино немецкие традиции, технологии и русское мастерство.

Результаты такого симбиоза и представили на суд и вкус экспедиции журналистов. Чем немало удивили последних. Корейские журналисты Чой Сук Чол и Чжунг Бьенгсан, корреспонденты газеты «Чосон Ильбо», интересовались экономическими показателями предприятия: объемом производства, количеством занятых человек...

- Около 550 сотрудников сейчас работают на «Томском пиве». Мы выпускаем 390 литров пива в час. Плюс минеральная вода, сладкая вода и квас, - ответила Людмила Романовна.

- М-м-м!.. Какой аромат! – втянув носом в прямом смысле хмельной воздух, восхитился кто-то из москвичей при входе в варочный цех.

- Да, так солод и хмель пахнут, - улыбнулась Людмила Романовна. – Можете убедиться, весь процесс автоматизирован, - показывая на милую девушку за компьютером, продолжает Климова.

- А солод вы откуда берете? Местный? – заинтересовалась ведущая радиопрограммы «Своя земля» Людмила Швецова.

- Нет, часть закупаем в центральной части России, часть привозим из-за рубежа. Сибирский не дотягивает по необходимым параметрам...

Тем временем группа подошла к разливочному оборудованию. И вновь – вздох удивления и щелканье фотовспышек: зарубежные коллеги заснимали, как пенный напиток заливается в большие коричневые бутылки, на просвет искрящиеся золотым.

- Мы первые стали разливать пиво в трехлитровые бутылки, - тут же начинает рассказывать Людмила Романовна. – Кроме этого, у нас есть пиво баночное и кеговое. В них – пиво для гурманов, нефильтрованное...

Такое пиво и предложили гостям – в фирменных бокалах, с пенной шапочкой, непрозрачное...

- Хорошо! – Николай Максимов из «Экономической газеты» пиво оценил не только как экономист, но и как большой любитель этого напитка. Но журналистская профессия не дала спокойно отдыхать: - А как вы его продаете?

- Поставляем только в собственные магазины, - объяснила Людмила Романовна. – Срок реализации такого пива очень небольшой...

А вот зарубежных гостей больше интересовало, поставляется ли пиво за границу.

- Ну, этот вопрос больше к нашему руководителю, Ивану Григорьевичу...

А тут и сам генеральный директор Кляйн подошел – и пригласил гостей к конференц-зал.

- Мы рады приветствовать вас на старейшем томском предприятии! – обратился он к гостям. – В этом городе мы уже более 120 лет...

Вопросов Ивану Кляйну было столько, что даже в регламент не уложились. Спрашивали журналисты о том, какие законы больше всего мешают жить сибирскому предпринимателю:

- Есть препоны, - согласился Иван Григорьевич, - при приватизации земли: пока территория наша не стала, чувствуем себя временщиками. Есть проблемы и с налогом на добавленную стоимость – я считаю, что все товары должны им облагаться, но планку необходимо снизить. Да и минимальную заработную плату давно пора уже установить на уровне прожиточного минимума. Хорошо бы, наконец, ввести принцип «одного окна», убрать административный барьер... Да много чего нужно, много чего мешает. Но работаем же... В том числе и над этим.

Та же Людмила Швецова поинтересовалась положением сотрудников на ОАО «Томское пиво».

- Средняя зарплата на нашем предприятии – 14 тысяч рублей (москвичи удивленно присвистнули, - прим. М.С.). Плюс – разные льготы. Поддерживаем старшее поколение, с этого года ввели небольшую ежемесячную доплату ветеранам, в тысячу рублей. Примерно 5 процентов наших работников ежегодно пролечиваются в санаториях. Для ребятишек сотрудников покупаем путевки в детские лагеря, оплачиваем 80 процентов стоимости. Разумеется, выплачиваем поощрительные ко дню рождения, к отпуску, ко дню пивовара...

- А что, есть такой – День пивовара?

- Есть, празднуется во второе воскресенье июня, - улыбнулся Иван Григорьевич. – Он пока неофициальный, но все пивовары его отмечают...

Затронули в разговоре и важный для обеих сторон вопрос – по запрету рекламы пива. Согласились, что невыгоден он и СМИ, и производителям. «А те ролики, которые так взбунтовали общественность, и сами пивовары осуждали!» - добавил Кляйн. Обсудили и сорта пива: журналисты полюбопытствовали, как получаются новинки.

- У нашего основателя Крюгера уже в XIX веке были очень ходовые сорта пива, и пастеризацию он тогда уже использовал. Потом сорта новые изобретать стало нельзя – все по ГОСТам. Затем, наоборот, стало слишком просто: по ТУ с согласия Роспотребнадзора можно было выпускать любое пиво. Сейчас мы не можем много экспериментировать просто потому, что объемы производства очень большие. Поэтому производим те сорта, которые уже давно полюбились потребителям.

Корейские журналисты наконец-то узнали, поставляется ли томский продукт за рубеж. Оказалось, что пока нет, хотя планы такие имеются. Москвичи выяснили, что «Томское пиво» хотели купить практически все крупные пивные компании, но «не вышло, у нас и самих политика захватническая».

Под конец гости поинтересовались у Ивана Кляйна, в чем, собственно говоря, секрет успеха томских мастеров?

- Да сегодня секрет в том же, в чем и века назад, - улыбнулся Иван Григорьевич. - «Пиво – это солод, холод и вода. И совесть пивовара»!

Наверх